Святой Димитрий Клепинин, священник
Февраль 8th 2016 -
Родился 14 апреля 1904 г. в г. Пятигорск Терской области в семье архитектора.
Священник Западноевропейского экзархата Русских приходов Константинопольского Патриархата, общественный деятель, участник французского Сопротивления, причислен к лику святых. Сын архитектора Андрея Николаевича Клепинина, брат Николая Андреевича Клепинина.
Дмитрий Андреевич Клепинин родился 14 апреля 1904 года в Пятигорске в семье архитектора Андрея Николаевича Клепинина и его супруги Софьи Александровны (урождённой Степановой)
Отец его был архитектором, спроектировавшим ряд знаковых зданий в южных городах России. Череда войн, прокатившаяся по России в начале ХХ века, сорвала с места и семью Клепининых, которая в 1920 году была вынуждена выехать в Константинополь, а через 2 года переехать в Белград, а потом – во Францию.
В 1920-е гг.член кружка православных студентов, основанного Н.М. Зерновым и М.В. Зерновой в Белграде.
Во Францию приехал в 1924 г. Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1929 г., первый выпуск).
Во время обучения активно участвовал в общественной жизни, войдя в кружок православных студентов, основанный семейством Зерновых. По окончании богословского института из Парижа он отправился в США, где продолжил обучение в Епископальной богословской семинарии, расположенной в Нью-Йорке.
После получения образования Клепинин возвратился в Европу, где сначала осел в Югославии, а после переехал во Францию
Духовный сын протоиерея Сергия Четверикова.
Псаломщик церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы (1930–1937), В 1937 г. женился на Т. Ф. Баймаковой. Диакон (1937), священник (1937). Помощник настоятеля церкви (1937–1938). Настоятель Св. -Троицкой церкви в Озуар-ла-Ферьере (под Парижем) (1938–1939).
Во время оккупации Парижа принимал участие в деятельности Сопротивления, входил в Комитет помощи заключенным лагеря Руалье в Компьене.
После начала массовых арестов евреев и высылки их в Германию для последующего уничтожения в концентрационных лагерях священник изыскал возможность оказания им посильной помощи. Узнав, что спасительным документом для людей этой национальности может стать свидетельство об их крещении, он начал выдавать им такие документы. Одной из особенностей действий о. Дмитрия было то, что он никогда не настаивал на реальном совершении таинства крещения, что делали некоторые другие священнослужители.
В июле 1942 года по Парижу прокатились первые массовые аресты евреев, после этого Мария (Скобцова)и о. Димитрий стали спасать евреев от ареста. Димитрий Клепинин крестил тех евреев, которые просили его об этом, и выдавал ложные справки тем, кто не желал принять христианское таинство. Священник выдал сотни ложных свидетельств о крещении и о принадлежности к Покровскому приходу. Многие евреи таким образом избежали ареста, многим удалось вырваться из оккупационной зоны и уехать в другие страны.
Протоиерей Сергий Гаккель писал: «Отца Димитрия допрашивали в продолжение целых четырёх часов. Он не стал оправдываться. Позже, на Лурмель, офицер гестапо Гофман рассказывал, как отцу Димитрию предлагали свободу при условии, что он впредь не будет помогать евреям. Он показал свой наперсный крест с изображением Распятия: „А этого Еврея вы знаете?“ Ему ответили ударом по лицу. „Ваш поп сам себя погубил, — заметил Гофман, — он твердит, что если его освободят, он будет поступать так же, как и прежде“».
В последнем письме из лагеря он писал:
«Нас неожиданно назначили к отправке в Германию. У меня полное сознание совершающейся воли Божией и начала нового церковного послушания. … Утешь меня своей бодростью. В этом весь залог моего настоящего благополучия, ибо я ко всему готов, кроме вашего страдания и печали … С нами Христос, всё окружающее так неважно по сравнению с Его к нам любовию…».
В лагере смерти, в Доре, отец Димитрий отказался от значка, указывавшего, что он — из Франции: с русскими из Советской России обращались ещё хуже, и он хотел всецело разделить страдания своего народа. Он делился своими передачами с голодными заключёнными и погибал, теряя силы. Заключённые просили начальство перевести о. Димитрия на лёгкий труд, потому что он — больной старик, так он выглядел. Но на вопрос, сколько ему лет, он ответил: тридцать девять. Претерпел многочисленные издевательства и умер от болезни и истощения 9 февраля 1944 года. Как писал бывший узник Бухенвальда Ф. Т. Пьянов:
«отец Дмитрий погиб; он умер от воспаления лёгких на грязном полу, в углу так называемого „приёмного покоя“ лагеря, где не было ни лекарств, ни ухода, ни постелей. Вечером или в ночь он умер и, вероятно, под утро был увезён с другими покойниками в крематорий лагеря Бухенвальд. В то время покойников из лагеря „Дора“ сжигали в Бухенвальде. Лагерь „Дора“ был страшный лагерь! В 1944 году Бухенвальд поставлял в „Дору“ живую силу. Нам говорили, что к 1944 году из 1000 человек через 2-3 недели оставались живыми 300 ч., и то больные. Остальные погибали от непосильного труда, скверного питания, обращения, отвратительных санитарных условий».
Был удостоен звания «Праведник мира» от государства Израиль. Имя священника Димитрия Клепинина вписано в мемориал «Яд Вашем» в Иерусалиме.
16 января 2004 года был канонизирован решением Священного Синода Константинопольским Патриархатом. одновременно с ним были канонизированы монахиня Мария (Скобцова), Георгий Скобцов и Илья Фондаминский.
Во время торжественного чина прославления новоканонизированных святых 1-2 мая 2004 года в Александро-Невском соборе в Париже в богослужениях участвовали христиане разных конфессий. Архиепископ Парижа кардинал Жан-Мари Люстиже сказал, что Католическая Церковь тоже будет почитать этих мучеников как святых и покровителей Франции.