Житие святителя Виллиброрда, архиепископа Утрехтского
Ноябрь 19th 2011 -
Преданный Богу проповедник Евангелия, благословленный папой, с большим воодушевлением возвратился к королю франков. Король встретил его с немалым радушием и отправил проповедовать слово Божие в северные районы своего королевства, где из-за недостатка хороших наставников и упрямства местных жителей свет Евангелия Христова сиял еще не столь ярко. Чем яснее человек Божий видел необходимость избавления от невежества и утоления духовного голода жителей северных районов франкского королевства, тем энергичнее и пламеннее он проповедовал слово жизни. Какой громадный успех имели проделанные благодатью Божией труды Виллиброрда, можно видеть и по сей день, ибо люди, живущие в малых и больших укрепленных городах и деревнях, окончательно приведены к познанию истины и поклоняются единому Богу-Вседержителю, наставленные проповедью святителя. Другими свидетельствами являются многочисленные церкви, построенные Виллибрордом во всех местах, а также общины монахов и монахинь, собранные им в каждой области.
Угодник Божий намеревался проповедовать и за пределами франкского государства. Он нашел в себе смелость прийти ко двору Радбода, короля фризов. Радбод, как и его подданные, был язычником. Виллиброрд же, где бы ни появлялся, всегда с бесстрашием проповедовал евангельское учение. Хотя король фризов встретил Виллиброрда добродушно и смиренно, однако сердце его ожесточалось против слова Божия. Видя, что здесь его проповедь пока не приносит ожидаемых плодов, угодник Божий отправился к диким и свирепым племенам датчан. В то время датчанами правил король Онгенд14, что был свирепее дикого зверя и тверже камня. И все же он, просвещенный благодатью Божией, встретил провозвестника евангельской истины со всяческим почтением. Виллиброрд, узнав, что жители датского королевства настолько прилепились к бесовским языческим обрядам и грубому идолопоклонству, что, казалось, и не имели возможности обратиться с ложного пути, поспешил взять 30 мальчиков из их числа и вернуться в избранное им королевство франков. По дороге он наставил мальчиков в вере и совершил над каждым таинство крещения, чтобы, если кто-нибудь из них случайно погибнет в пути или от диких языческих племен, он не лишился бы по смерти небесных благ. Ожидая хитрых козней диавола, Виллиброрд решил подкрепить юные души мальчиков таинством Тела и Крови Господних.
По дороге этот неутомимый проповедник слова Божия оказался на некоем острове, находившемся на границе государств фризов и датчан. Эти народы называли сей остров Фосителанд15 и почитали на нем бога Фосите, которому строили многочисленные храмы. Язычники держали этот остров в таком страхе, что никто из его жителей не смел ни притрагиваться к скоту, который там пасся, ни брать из источника воду. Человека Божия на этот остров выбросил шторм. Виллиброрд ждал несколько дней, пока буря утихнет и погода вновь станет ясной, чтобы ему можно было продолжить путь. Святой придавал мало значения тому, что язычники считали этот остров священным, а тамошний жестокий правитель предавал лютой смерти всякого, кто посмел притронуться к святыням острова. Виллиброрд крестил во имя Пресвятой Троицы в роднике трех жителей этого острова и попросил их заколоть какую-нибудь скотину для его спутников. Язычники ожидали, что Виллиброрд и его спутники, съев мясо, тотчас сойдут с ума или будут сражены внезапной смертью. Однако ничего подобного не случилось, и язычники, напуганные увиденным, поспешили рассказать об этом королю.
Правитель пришел в ярость и решил во что бы то ни стало наказать священника, осмелившегося унизить его божество. Трижды в течение каждого из трех дней король кидал жребий, чтобы узнать, кто должен умереть. Но истинный Бог хранил Своих угодников, и ни на Виллиброрда, ни на его спутников ни разу не пал жребий, за исключением одного бывшего со святым мальчика – он и принял мученический венец. Наконец Виллиброрд был приведен к королю, и тот в гневе бранил святого за то, что он посмел притронуться к святыням и тем нанести оскорбление божеству. Но неустрашимый служитель Христов отвечал: «Тот, кому ты, о король, поклоняешься, не Бог, а диавол. Он поймал тебя в ловушку и хочет, чтобы ты чтил его, а душа твоя после смерти попала бы в преисподнюю. Ибо нет никакого другого Бога, кроме истинного Бога-Творца, сотворившего небо и землю, моря и все, что в них. Люди, поклоняющиеся Ему в истине, наследуют вечное блаженство на небесах. Будучи Его служителем, я призываю тебя: отбрось пустые заблуждения, в коих пребываешь ты и в коих пребывали долгие годы твои предки. Уверуй в единого Бога-Вседержителя, Господа нашего Иисуса Христа. Крестись в источнике жизни и смой с себя все грехи. Отринув навсегда всякую злобу и нечестие, ты станешь новым человеком во Христе и будешь жить в воздержании, праведности и святости. Если сделаешь так, то получишь в награду вечное блаженство вместе с Богом и Его святыми. Но если с презрением отвергнешь путь истины, который я тебе открыл, то знай, что вместе с диаволом, которому ты служишь, будешь вечно мучиться и гореть в аду». Король удивился этим словам и сказал: «Вижу, что ты не страшишься моих угроз и столь же упорен в своих словах, как и в делах». Не уверовав во Христа, король, тем не менее, со всякими почестями отпустил Виллиброрда к Пипину, королю франков.
Последний обрадовался его возвращению и просил и далее с упорством вести проповедь слова Божия, к которой он был призван Господом, искоренять идолопоклонство и сеять добрые семена. Преданный своему делу проповедник не жалел сил своих на Божие дело. Он объезжал города, деревни и иные селения королевства, в которых когда-то проповедовал и крестил, повсюду побуждая верующих держаться истинного пути и не уклоняться от него. Число уверовавших во Христа увеличивалось с каждым днем, и все больше людей проникались словом Божиим. Многие по своему благочестию и усердию в вере отдавали святому земельные угодья. Святой Виллиброрд принимал их и велел строить на них церкви для служения Богу, рукополагал и назначал священников и диаконов. Так что теперь новообращенный народ мог собираться в храмах в дни церковных праздников, слушать душеспасительные поучения и узнавать более о христианской вере от служителей алтаря, крестивших их. И человек Божий Виллиброрд, исполненный благодати Божией, изо дня в день все больше преуспевал в своем деле.
Но случилось так, что король франков Пипин умер16 и его преемником стал Карл17. Он подчинил многие народы власти франков. Среди таковых народов оказались и фризы, чей король был побежден Карлом, а земли отошли под его власть. В то время Виллиброрда официально назначили миссионером народа фризов, а его епископская кафедра закрепилась за Утрехтом. Вдохновленный на дальнейшее миссионерство, святой теперь усердно трудился над тем, чтобы привести в Церковь посредством крещения народ, только что побежденный мечом. Зная о том, что народ фризов долгое время пребывал в неведении, а точнее – невежестве, Виллиброрд, не теряя времени, просвещал его светом Евангелия, так что вскоре над сим народом сбылись слова пророка: «И там, где говорили им: “Вы не Мой народ”, будут говорить им: “Вы сыны Бога Живаго”» (Ос. 1: 10).
Многие чудеса были совершены силою Божией через святого служителя Господа. И о них необходимо поведать, дабы все могли возносить благодарение Всемогущему Богу, совершившему их. Ибо, зная достижения прошлого, мы могли бы сохранить память о них на будущее.
Однажды человек Божий, отправившийся, по своему обыкновению, проповедовать, вошел в одну деревню, под названием Валихрум18, в которой все еще стоял языческий идол. Виллиброрд сокрушил этого идола, разбив его на мелкие кусочки. Это увидел местный жрец и в порыве гнева ударил пастыря Христова мечом по голове, собираясь отомстить за оскорбление, нанесенное его идолу. Но так как Бог хранил Своего служителя, это не причинило Виллиброрду ни малейшего вреда. Видя это, спутники Виллиброрда побежали убить несчастного жреца. Человек Божий, однако, добродушно освободил его из их рук и отпустил. В тот же день жрец стал одержимым и три дня спустя, постоянно мучимый бесом, окончил свою несчастную жизнь. И поскольку верный раб Божий Виллиброрд исполнил заповедь Господа, не мстя за причиненное ему зло, он стал еще более хранимым Господом, говорившим Своим святым об их обидчиках: «У меня отмщение, Я воздам» (см.: Втор. 32: 35).
В другой раз святой, направляясь к своей келье, которую именовал Сустерен, по названию источника, находившегося за ней, шел по узкой тропинке, что вела через поля одного знатного человека. Увидев это, землевладелец в гневе начал осыпать бранью человека Божия. Шедшие вместе с Виллибрордом люди хотели немедленно наказать землевладельца, но человек Божий кротко отговорил их от этого, не желая, чтобы из-за него кто-либо пострадал, так как его счастьем было приносить спасение абсолютно всем. Виллиброрд понял, что успокоить гнев человека было невозможно, и пошел другим путем. Однако на следующий день человек, осмелившийся поносить святого Божия, был сражен внезапной смертью на том же самом месте в присутствии большой толпы людей.
В один день этот неутомимый и усердный проповедник Евангелия шел по прибрежным районам, где люди страдали от нехватки свежей воды. Он почувствовал, что его спутники вряд ли смогут выдержать сильную жажду в долгом пути. Он призвал к себе одного из них и велел ему вырыть небольшую ямку под своей палаткой. Сам же Виллиброрд на коленях тайно молился Богу, чтобы Он, некогда источивший евреям воду из скалы в пустыне, по Своей милости и теперь произвел воду из песчаной почвы для Своих служителей. Его молитва была услышана – тотчас из земли забил источник сладкой на вкус воды, которая заполнила ямку. Увидев это чудо, ученики Виллиброрда вознесли хвалу Господу Богу, прославившему таким образом Своего угодника и исполнившему его молитвенную просьбу. Утолив жажду, путники взяли с собой на оставшуюся часть пути столько воды, сколько было необходимо.
Однажды святой служитель Христов спешил в некую область и по дороге увидел двенадцать нищих, просивших у прохожих милостыню. Будучи милосердным, Виллиброрд жалостливо взглянул на бедных и попросил одного из своих спутников открыть его собственную бутыль с водой и напоить нищих Христовых. Все двенадцать выпили столько воды, сколько хотели. А когда путники продолжили путь, то заметили, что воды в бутыли осталось столько же, сколько было вначале; более того, вода чудесным образом превратилась в вино превосходного качества. Спутники Виллиброрда прославили Бога и сказали: «Поистине, сбылись слова Писания: “Давайте, и дастся вам”» (Лк. 6: 38).
Однажды святой Виллиброрд прибыл в свой монастырь в Эхтернахе19. Помолившись Богу, благословив братию и побеседовав с ними, он обошел монашеские кельи, смотря, не следует ли их привести в лучшее состояние. Войдя в кладовую, Виллиброрд увидел бочонок с вином, которого было мало. Святой в знак благословения слегка ударил по нему своим епископским жезлом и, помолившись какое-то время, вышел. В ту же ночь вино в бочонке стало подниматься до самого его края и даже выливаться из него. Заметивший это эконом был поражен преумножением количества вина. Зная, что чудо совершилось по милости Божией через благословение святого епископа, он не мог держать это в тайне. Утром он выбежал из кладовой, нашел святого Виллиброрда и кинулся ему в ноги, признаваясь в увиденном. Святой, как обычно, возблагодарил Бога, но, держа в памяти заповедь Спасителя, данную ученикам, не рассказывать о славе, виденной при Преображении, до дня Воскресения, он запретил эконому рассказывать о том, чему тот стал свидетелем, до своей смерти.
Еще одно чудо, подобное предыдущему, сотворил Господь наш Иисус Христос через святого Виллиброрда. Раз святой вместе с учениками приехал в дом одного своего друга и решил после долгого утомительного пути у него отобедать. Но оказалось, что у хозяина дома кончилось вино. Виллиброрд попросил принести ему четыре небольшие фляги (это было все, что ученики его всегда брали с собой в дальние поездки). Виллиброрд благословил фляги во имя Господа, претворившего воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской, и – о чудо! – 40 человек смогли утолить жажду, напившись из них, и каждый сказал друг другу с радостным сердцем и благодарностью Богу: «Вот, Господь выполнил обещание, данное в Евангелии: “Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит” (Ин. 14: 12)».