Святитель Порфирий Газский
Март 10th 2011 -
7. Тогда мы узнали, что сбылось на нем то, что было в исступлении, когда он видел Господа на кресте и вместе с ним разбойника, и когда Господь сказал: возьми, храни мне сие древо. Блаженному Порфирию, когда он принял хиротонию, было около сорока пяти лет. Удостоенный этой чести, он не изменил прежних нравов, но пребыл в подвижническом угнетении, в посте и бдении. Пищею ему служил грязный хлеб и овощи, и то после захода солнца; в другие же святые дни он вкушал в шестом часу, употребляя и масло и сыр и моченые овощи; употреблял он один сосуд разбавленного вина ради немощи внутренностей. Такой образ жизни и такое правило он постоянно соблюдал во все время своей жизни. 11. Три года спустя после его хиротонии, случилось, что покинул жизнь епископ выше названного города Газы: это был Еней 8, епископствовавший очень короткое время. Перед Енеем же был Иринион 9, бывший и сам согражданином ангельских сил.
Хвалы его невозможно описать мимоходом, но требовалось бы особое сочинение для описания жизни названного Ириниона, что я предоставляю другим [11] писателям, точно знакомым с его жизнью. И так, когда умер вышеназванный преподобный муж, бывшие тогда Христиане, немногие и число которых было легко определить, собравшись вместе с клиром, стали открыто совещаться, кому вручить епископство, но не пришли к соглашению, так как между ними произошел спор: одни хотели некоторых из клира, другие – из мирян. И, говоря правду, были некоторые и между клириками, украшенные святостью жизни. И когда произошло большое смущение и не приходили ни к чему, в конце концов решили вместе, чтобы пятеро из клириков и столько же из мирян наиболее известных, отправились к архиерею митрополиту 10 и просили у него в епископа того, кого откроет ему Дух Святой. 12. В то время архиерейство было вручено Иоанну 11, мужу испытанному и украшенному всяческой добродетелью. Когда жители Газы пришли к нему, то просили дать им иерея, который мог бы делом и словом противостоять идолопоклонникам.
Услыхав это, он тотчас объявил пост и через три дня Господь открыл ему о блаженном Порфирие; он написал послание упомянутому преподобному Праилию епископу Иерусалимскому, чтобы тот прислал к нему блаженного Порфирия ради некоего вопроса из писания, который тот должен был разрешить; ибо блаженный был в состоянии разрешать от Духа Святого все, [12] казавшееся трудным в божественном Писании. Боголюбезный Праилий, уверовав в послание блаженного Иоанна, отпустил его, наказав не оставаться долее семи дней. 13. Блаженный Порфирий, услышав о содержании послания преподобнейшего Иоанна, сначала смутился, а затем сказал: да будет воля Господня. И призвав меня вечером, сказал мне: брат Марк, пойдем и поклонимся Святым местам и честному кресту.
Должно пройти долгое время, пока мы поклонимся опять. Я же сказал: Для чего ты говоришь так, отче? Он же отвечал: В прошедшую ночь я видел Спасителя, говорившего мне так: Возврати залог, который я у тебя оставил, ибо я хочу сопрячь тебя с женою, хотя и не знатною, но добронравною; ты же возьми ее и укрась, дабы она забыла о прежней своей нищете; если она и не знатна, но мне не чужда и моя родная сестра. Ты же остерегайся, имея жену и заботясь о доме, собирать неправдою, или силою, или беззаконием, ибо прогневаешь меня и огорчишь ее; ибо и она отвращается от сих. Ты же имей только добрую готовность, и все будет даровано тебе, откуда не ожидаешь. Это объяснил мне Владыка Христос прошедшею ночью, и а боюсь, чтобы, желая искупить свои грехи, я не искупил бы грехов и многих других. Но невозможно противоречить Божией воле. 14. Сказав это, он отправился, и я с ним, и поклонившись Святым местам и честному кресту, [13] долго молившись и плакав, он положил в золотой ковчег честный и животворящий крест и заперев, вышел; пройдя к блаженному епископу Праилию, он передал ему ключи и приняв молитву, препорученный Богу, вышел. Придя домой, мы стали готовиться в путь: наняв трех животных и взяв напутствие, мы вышли; напутствием же было все, находившееся в дому. В пути нас было пятеро – сам блаженный, я, два погонщика и другой молодой прислужник по имени Вароха, которого блаженный не за долго обрел брошенным на улице в крайней опасности, увел с собою и истратив на него много, с помощью Божиею сделал его здоровым. С того времени тот остался у него, прислуживая вместе со мною. Случившееся с благочестным Варохой я расскажу впоследствии. Путешествуя этот день, на следующий мы пришли в Кесарию, и по всему городу распространилась весть о нашем приходе, ибо блаженный был известен, как нищелюбец. Мы отправились в тамошнюю странноприимницу. 15. Блаженный архиепископ Иоанн, услышав об этом, тотчас пришел к нам и обняв друг друга и помолившись, они немного посидели. И архиепископ сказал ему: «Встань, брат, Господа ради, и вкуси вместе со мною, дабы нам скорее встать на бдение Святого Воскресения». Мы пришли вечером в Субботу. Блаженный же Порфирий просил его подарить ему вечер ради трудности пути; он говорил, что [14] после первого сна он встанет на бдение. Когда же архиепископ не послушался, то блаженный, встав пошел с ним, взяв и меня (Вароху мы оставили в странноприимнице возле одежд), и по приглашению архиепископа мы поужинали. Долго беседовав о духовном и уснув немного, мы встали на бдение. 16. В эту ночь блаженный Иоанн посылает к жителям Газы, и говорит им: «будьте готовы к исходу: сегодня вы примете своего священника, мужа, которого указал Господь». И при наступлении утра, схватив блаженного, рукоположили его во епископа Газы. Он много плакал и не мог насытиться слезами, ибо говорил, что не достоин такой святыни. Утешенный с трудом жителями Газы и находившимися там Христианами, он успокоился. И совершив святую литургию Воскресения, мы опять возвратились вкусить вместе с архиепископом. 17. Он приказал нам отправляться как можно скорее, и пробыв там еще один день, мы отправились; мы переночевали в Диосполе 12 и, переночевав, поздно вечером пришли в Газу, после больших трудов и скорбей. Причина же скорби была следующая: близ Газы находятся веси при пути, которые причастны идолослужению. Жители их нарочно устлали весь путь тернием и палками, так что никто не мог и пройти, вылили на него навоз и накурили другими зловониями, так что мы задыхались от дурного [15] запаха и подвергались опасности лишиться зрения. С трудом спасшись, мы вступили в город около третьего часа ночи. Блаженный встретил это затруднение по демонскому наваждению; но он не оскорбел, ибо считал, что козни диавола происходят от того, что тот хотел отвратить праведного от вступления. 18. Мы отправились в епископию 13, выстроенную вышесказанным епископом Иринионом вместе со святою церковью, называемой Ириной. Говорят, что имя это носит она по двум причинам: жители Газы говорят, что когда город был взят Александром Македонским, то по какому то знамению, тут прекратилась война и оттого место было названо Ирини (т. е. мир); блаженный Иринион, найдя что это место почитается жителями Газы, построил на нем церковь. И оно доныне осталось под этим названием, по тому ли, что сказано выше, или по имени строителя. Туда мы отправились в построенную им маленькую епископию. 19. В этом году случилось бездожие, и все жители города приписывали это обстоятельство прибытию блаженного, говоря, что «возвещено нам Марной 14, что виновник бедствия для города есть Порфирий». И так как Бог продолжал не давать дождя в первый месяц, называемый у них Диос 15, и во второй, [16] называемый Епиллеос 16 все еще более были удручаемы. Идоло
Pages: 1 2