Святитель Леандр, епископ Севильский
Март 11th 2012 -
Св. Леандр положил много трудов на отречение вестготов от арианской ереси. Он проявил себя настолько искусным в вопросах веры, что сумел обратить в Православие и заблуждавшихся предводителей ариан. Со временем вся Испания стала православной: король Рекаредо, его министры и наместники, бывшее арианское духовенство. Меньше чем через год после своего восшествия на трон Рекаредо объявил о своем намерении отвергнуть арианство. Было несколько выступлений и даже вооруженных восстаний против власти, но все они были подавлены Рекаредо. Это укрепило намерения короля, и на третий год своего правления он созвал Третий Толедский Собор (далее Собор), самый значительный для Церкви из всех, собиравшихся в Испании. Инициатива созыва великого Собора исходила от святителя Леандра Севильского и Евтропия, настоятеля монастыря Сервитано, — двух выдающихся священнослужителей, связанных с Византией, известных своей приверженностью соборным традициям Восточного христианства. Св. Леандр и Евтропий считали, что такое событие, как принятие вестготами Православия и их вступление в Церковь, должно было произойти с особой торжественностью и по определенному порядку, ввиду своего исключительного исторического значения. Только великий Собор епископов королевства соответствовал всей грандиозности события. На Соборе 586 г. было торжественно провозглашено обращение Рекаредо и вестготского народа в Православие.
Своим величием и размахом Толедский Собор вполне мог сравниться с выдающимися Соборами Восточной Церкви.
На Соборе было провозглашено Единосущие всех Трех Лиц Пресвятой Троицы (consubstantiality). Мудростью Леандра и его настойчивой защитой веры состоялось возвращение вестготов в Церковь. С целью духовного назидания народа на Соборе было принято решение произносить на воскресных литургиях вслух всем собранием верующих Никео-Цареградский Символ веры[3]. Святителю Леандру Севильскому была предоставлена честь торжественного закрытия Толедского Собора исполненной благодати речью: «Это год особой благодати для нас, ибо мы испытываем величайшую радость от того, что новые народы родились для Церкви. Прежде их невежество заставляло нас скорбеть, теперь же их вера приводит нас в ликование. Кафолическая Церковь приносит эти народы, которые прежде завидовали ей за ее величие и свет, в дар своему Жениху – Христу. Когда она гонима, она учится. Когда ее преследуют, она растет, потому что ее терпение побеждает врагов.
Как любезно милосердие, как приятно единство! Веселись в Господе (Церковь – авт.), ибо не остались неисполненными твои желания, ведь те, кого ты вынашивала столько времени, среди непрерывных скорбей и непрестанной молитвы, сейчас после долгой зимы, с ее морозами и стужей, неожиданно произведены тобой на свет как обильный побег виноградной лозы.
Возрадуемся в Господе, от всего сердца, и восхвалим Господа, Спасителя нашего, за то, что Он уже совершил. И относительно того, чего мы еще ожидаем, поверим отныне, что оно будет исполнено. Все, что произошло, было предсказано Господом: «Есть у меня овцы, которые не из этого стада, и нужно, чтобы они пришли ко Мне, чтобы было одно стадо и один Пастырь, и сегодня мы видим это исполненным. Поэтому мы не сомневаемся, что весь мир может уверовать во Христа и объединиться в единой Церкви.
Братья, доброта вытеснила злобу. Истина остановила ложь. Для того, чтобы народы, которые разделила гордость и различие наречий, вновь были соединены любовью и стали бы одной душой и одним сердцем».
Речь св. Леандра была обращена преимущественно к священникам, но весьма вероятно, что ее слушал и король со своим двором. Неизвестно, были ли на Соборе представители простого народа, но некоторые места речи и тот факт, что она была включена в акты Собора, могут быть указанием на то, что она предназначалась для распространения по всему королевству, следовательно, обращена ко всему населению.
В этой речи св. Леандр не столько провозглашает победу над ересью,сколько постоянно подчеркивает мысль о единстве, мире и любви. Он начинает тем, что говорит об уникальности происшедшего, которая призывает нас к радости. Почему? Потому что «Церковь внезапно приобрела два новых народа (свевов и вестготов — авт.), и мы теперь должны радоваться вере тех же самых людей, которые прежде заставляли нас скорбеть своим упорством». Используя типичный прием святоотеческого богословия, он приводит историю об Аврааме и Сарре с Авимелехом из 20 главы Книги Бытия как пример Христа Жениха и Церкви в отношении вестготов. Своими страданиями Церковь сделала Жениха богаче, приведя к Нему вестготов. Поэтому св. Леандр противопоставляет универсализм и истинность Церкви ограниченности и лжи ереси, в данном случае арианства.
Св. Леандр призывает к радости несколькими противопоставлениями: «Приобретайте от потерь ваших и обогащайтесь от гонений на вас… лишенных нескольких вещей, Он избавит вас от лишений».
Величайший парадокс состоит в том, что Христос умер, чтобы собрать все народы в Едином Боге. Поэтому церковное единство должно быть прославлено: «Как сладка любовь и как восхитительно единство…». Это единство было «предсказано пророками, словами Божественного Евангелия, учением апостолов». Специально обращаясь к епископам, он призывает Собор проповедовать единство: «Поэтому проповедуйте только о единстве народов, заботьтесь только о единстве всех людей, сейте повсюду только семена мира и любви». «Это Евангелие любви, мира и единства явилось исполнением пророчеств. Оно действительно стало собранием овец из чужого стада в единое стадо Одного Пастыря. Единство, достигнутое на Соборе является лишь одним шагом на пути обращения всего мира ко Христу в Единую Церковь.
Как добро устранило зло, так единство устранило разделение. Ересь и схизма являются пороком, напротив Церковь есть гармония любви, собирающая все народы вместе возносить молитвы и поклоняться Богу, как предречено пророком Исаией. Так, он сам пророчествует о вере: «Один Христос Господь и Его Церковь свято обладает всем миром. Он Глава Церкви и Церковь – тело…» Толкуя Послание к Ефесянам св.Леандр называет ересь «блудом».
Для него это вновь обретенное единство между испаноримлянами и вестготами есть победа Доброго Пастыря. «Мир Христов разрушил стену средостения, воздвигнутую дьяволом, и дом, который был разделен на погибель, теперь объединен на краеугольном камне, который есть Христос». Св. Леандр завершает речь призывом к единству и труду на благо королевства.«Да будут все прославлены Богом».
В речи Леандра замечательно сочетаются стиль и образность, свойственные апостольским Посланиям. Он использует символические образы, не просто соединяя Ветхий и Новый Заветы, но применительно к конкретному событию. Он использует образы Христа - Жениха, Главы Тела – Церкви, Доброго Пастыря, созданные ап. Павлом и ап. Иоанном. Это не просто победная речь — это призыв к епископам и ко всем присутствующим проповедовать Евангелие, приводить всех людей и все народы ко Христу. Теперь, когда испаноримляне и вестготы составляют одно стадо, одну нацию, они должны забыть свои различия,чтобы вместе праздновать и славить Бога. Это проповедь радости об обретении пропавшей овцы и приглашение к любви, миру и единству. Св. Леандр молился и трудился, чтобы вестготы и испаноримляне были едины в Господе. Он жил, чтобы увидеть это сбывшимся, и не мог удержать в себе эту радость.
Св. Григорий Великий настолько обрадовался обращению вестготов, что направил св. Леандру поздравительное послание и возвел святителя в сан архиепископа.
За несколько веков до святого Леандра в Севилье пострадали святые мученицы сестры Хуста и Руфина, засвидетельствовавшие своей жизнью истинность евангельского благовестия. Существует предание, что святой архиепископ Леандр, очень почитавший святых мучениц, часто бывал в храме, созданном на месте христианского кладбища, где были похоронены останки сестер. Эта маленькая церковь, именуемая «Базилика святых Хусты и Руфины», была небольшой по размеру и ко времени жизни святителя обветшала. Архиепископ Леандр приказал возвести большой храм на этом месте, и поместил на фронтоне надпись на латыни, гласившую: «Это дом святых дев Хусты и Руфины».
Господь, видя ревностное житие своих чад, попускает им испытывать большие страдания, да получат большее воздаяние в Царстве Небесном. Св. Леандр терпеливо переносил многочисленные болезни. Болезнь, от которой св. Леандр страдал более всего, была подагра ног. Св. папа Григорий, который также страдал от этой болезни, писал ему: «Неприятная болезнь, которая заставляет нас стяжевать небесную награду и быть спокойными, дает нам возможность больше посвящать времени чтению и молитве». Святитель Леандр умер в Севилье в 596 году. Св. Леандру принадлежит авторство чина испанской литургии, которые позднее был скорректирован св.Исидором Севильским и известен под названием Мозарабского чина. Святой Леандр написал два небольших сочинения «Против ариан», «Похвала и триумф Церкви» (ныне утраченные) и дошедшее до нас сочинение «Наставления девам и о презрении к миру». Святитель Леандр Севильский мирно предал свой дух Господу, оставив нам образец ревностного жития во имя Божие, деятельной любви и служения в деле обращения заблудших братьев.
Тропарь святителю Леандру Севильскому
Злосмрадие арианское победивший
И народы готские и свевские ко Христу приведший,
Православие утвердивший ,
Целомудрие утверждавший и девство в чистоте соблюдший,
Крест трудов и болезней до конца претерпевший ,
Твердый Православия исповедниче
Святителю отче Леандре,
Моли Милостивого Христа Бога нашего
и Заступницу усердную
Спастися душам нашим.
Тропарь составлен прихожанином одного из испанских приходов Русской Православной Церкви
Мощи святителя Леандра покоятся в Королевской часовне Кафедрального собора Севильи
Pages: 1 2