Святитель Димитрий Ростовский (видео)
Ноябрь 9th 2010 -
Известны имена некоторых учителей Ростовской школы: Иван Мальцевич и Евфимий Морогин (выпускники школы), Иван Филипов (Филипович), Алексей Димитриев. Димитрий сам проводил некоторые занятия, экзаменовал учеников, воспитанники во время каникул приезжали на архиерейскую дачу в с. Демьяны близ Ростова. По праздникам и в дни именин преподавателей ученики произносили речи в стихах и прозе, разыгрывали пьесы или диалоги. Можно говорить о существовании театра в Ростовской школе. В 1702—1704 гг. Димитрий писал для него драмы и декламации. 26 октября 1704 г. было представлено действо «Венец Димитрию», предполагаемый автор которого — учитель Морогин. Ростовская школа просуществовала до 1705 г., была закрыта из-за противодействия главы Монастырского приказа гр. И. А. Мусина-Пушкина и стольника В. Воейкова, считавших, что на содержание школы идут слишком большие средства.
Известно несколько посланий Димитрия ростовскому духовенству дисциплинарного характера. К 1705 г. относится послание монаху Варлааму о благоустройстве церквей и монастырей (повторяет уставную грамоту патриарха Адриана архимандриту Евфимию от 1 июля 1698). Во многих списках дошло «Уложение» Димитрия (2 послания к иереям). Димитрий обличает допускавшееся священниками Ростовской епархии нарушение тайны исповеди, пренебрежительное отношение к священнослужению и святыням. Написанное, вероятно, в Москве, «Уложение» было отправлено в Ростов с предписанием прочитать его всем священникам епархии, каждый священнослужитель должен был изготовить для себя список.
При Димитрии в епархии было построено немало храмов, некоторые он освятил лично: Троицкий храм (1708) в ростовском Троице-Борском монастыре, возведенный при покровительстве П. Нарышкиной и Петра I, и Никольскую ц. (1709) в с. Угодичи, принадлежавшем гр. Мусину-Пушкину.
Материальное положение Ростовского архиерейского дома в нач. XVIII в. было тяжелым. Испытывая острую потребность в средствах вслед. войны со Швецией, 24 янв. 1701 г. Петр I восстановил Монастырский приказ с целью в первую очередь, жесткого контроля над церковными доходами. В Ростове ситуация осложнялась недружелюбными отношениями между Димитрием и стольником Монастырского приказа Воейковым, осуществлявшим сбор доходов с архиерейских и монастырских земель Ростовской епархии. Воейков посылал на Димитрия многочисленные доносы, особенно по поводу трат на нужды Ростовской школы. Однако, несмотря на тяжелое материальное положение, Димитрий не отягощал духовенство своей епархии налогами в пользу архиерейского дома, которые не увеличились по сравнению с предшествующим периодом.
Димитрий часто бывал в Москве: в 1705—1706 гг. служил и проповедовал, приезжал в августе — сентябре 1708 г., святитель поддерживал переписку с московскими друзьями митрополитом Стефаном (Яворским), монастырь Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужского монастыря Феологом, Ф. П. Поликарповым-Орловым, иером. Карионом (Истоминым). Среди знакомых Димитрия ростовского периода его жизни было семейство царя Иоанна V — вдовствующая царица Прасковья Феодоровна с дочерьми, а также царевны Феодосия, Мария и Наталия Алексеевны. Прасковья Феодоровна нередко посещала святителя, в последний приезд в Ростов (28 окт. 1709), для молитвы перед чудотворной Толгской иконой Божией Материи, царица уже не застала Димитрия в живых и дважды (28 и 30 окт.) заказывала по нему панихиду. Близкой знакомой и корреспондентом Димитрия была также бывш. кормилица царевича Алексея Петровича мон. Варсонофия (Козинских), жившая в Ростове близ архиерейского дома (краткое учительное послание святителя к ней включено в его Житие).
Житие Димитрия и местное предание сохранили сведения об аскетических подвигах и духовных дарованиях святителя. Димитрия был строгим постником, на 1-й и последней неделях Великого поста вкушал пищу 1 раз, значению поста посвящены мн. его проповеди. Димитрий часто подолгу молился, лежа крестообразно; в загородной резиденции в Демьянах он изнурял себя, подставляя тело комарам. Святитель устраивал трапезы в крестовой палате архиерейского дома для увечных и нуждающихся, поучаясь у них терпению. Житие Димитрия содержит подробный, со ссылкой на свидетелей рассказ об исцелении им бесноватой Татьяны Романовны — жены священника ц. Григория Богослова в архиерейском доме Максима Парфёнова. 23 дек. 1707 г. по молитве Димитрию в ростовском в честь Рождества Пресвятой Богородицы жен. монастыре исцелилась девица Евфросиния из деревни Поречье, которая 5 лет была «мучима от духов нечистых».
Духовная грамота Димитрия датируется 4 апреля 1707 г. Димитрий просит не искать оставшегося имения, поскольку «не стяжах имения... кроме книг святых» (после смерти святителя в казне было найдено 39 р. 20 алтын), завещает похоронить себя в Троицком соборе Яковлевского монастыря. По указу Петра I завещание Димитрия было опубликовано отдельной брошюрой в Москве в 1717 г.
Митр. Стефан и Ростовский святитель дали друг другу обещание, что первый, кто из них умрет, будет похоронен другом. Ожиданием приезда митр. Стефана объясняется задержка с похоронами Димитрия, который был погребен спустя почти месяц после кончины, 25 нояб., при большом стечении народа. Ростовцы хотели, чтобы могила святителя по традиции находилась в Успенском соборе Ростовского кремля, но митр. Стефан настоял на исполнении последней воли друга, Рязанский митрополит написал надгробные «Стихи памяти смертной, всякому потребной», в которых часто повторяется строка: «Свят Димитрий, свят».
По завещанию Димитрия, оставшиеся черновики его сочинений были положены в его гроб. При вскрытии гробницы в 1752 г. они оказались истлевшими, поэтому автографов святителя до нашего времени дошло немного — это в основном личные письма, подписи на документах, черновые материалы, правка в рукописях, пометы на печатных изданиях из его б-ки. Рукописи и книги Димитрия по распоряжению митр. Стефана были переданы в Патриаршую библиотеку, их перечень составил казначей Ростовского архиерейского дома иеромонах Филарет. Библиотека Димитрия насчитывала 528 рукописей и изданий. В наст. время книги из нее находятся в основном в РГАДА. Большинство сохранившихся прижизненных рукописей Димитрия сосредоточено в ГИМ и РГАДА, они есть также в РГИА, РНБ, БАН, НБ Украины, в б-ке РЯАХМЗ, в ЯИ-АМЗ, в б-ках Углича, Владимира, Н. Новгорода, Иркутска.
Известен архиерейский герб Димитрия — «огненное сердце» в барочном картуше, с архиерейскими атрибутами. Святитель использовал его наряду с семейным гербом Савичей.
Мощи Димитрия почивали открыто в юго-западном углу Зачатьевского храма в серебряной раке, устроенной по повелению имп. Елизаветы Петровны, государыня также пожаловала ризы из золотой парчи для облачения мощей святителя. Переложение его останков в эту новую раку последовало 25 мая 1763 г. в присутствии имп. Екатерины II Алексеевны, прибывшей из Москвы в Ростов пешком. В церемонии также участвовали Новгородский митр. Димитрий (Сеченов), Петербургский митр. Гавриил (Петров), Сарский архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский), настоятель Троице-Сергиевой лавры архим. Арсений и др. Имп. Екатерина пожертвовала в Яковлевский монастырь покровы на гробницы святителей Иакова и Димитрия, дорогие одежды на престолы в соборе, священнические облачения из золотой и серебряной парчи, пожаловала тыс. рублей настоятелю и братии и 2 тыс. р. — на благоукрашение обители.
Вместе с останками др. Ростовских святых мощи Димитрия были подвергнуты экспертизе в ходе кампании по вскрытию мощей святых, в 1930 г. выставлены в экспозиции музея Ростовского кремля, затем поступили в запасники музея. 4 июня 1991 г., после возобновления иноческой жизни в Спасо-Иаковлевском монастыре, мощи Димитрия были возвращены в обитель и установлены в ц. свт. Иакова Ростовского.
По повелению Черниговского архиепископа в 1677 г. Димитрий написал кн. «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) — первое из дошедших до нас его сочинений, которое представляет собрание сказаний о 22 чудесах от иконы Богоматери в черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Книга была напечатана в типографии архиеп. Лазаря (Барановича). Ее переработкой стало др. соч. Димитрия — «Руно орошенное» (Чернигов, 1683). В отличие от кн. «Чуда...», написанной на юго-западнорус. лит. языке XVII в. — «простой мове», язык «Руна...» — церковнославянский. «Руно...» содержит описание 24 чудес, а также «Беседы» и «Прилоги», отсутствующие в кн. «Чуда...». «Руно...» начинается посвящением архиеп. Лазарю и 2 предисловиями. В 1-м предисловии сказано, что «книжка» вышла с исправлением нравоучений и приложением «кратких бесед духовных»; беседы и нравоучения составлены автором, примеры собраны из разных источников. Имя автора читается в акростихе, помещенном после предисловий. «Руно...» издавалось 7 раз, в т. ч. неск. раз в типографии черниговского Троице-Ильинского монастыря. Издания отличаются предисловиями и приложениями, основной текст не менялся.
Главным агиографическим сочинением, работе над которым Димитрий посвятил более 20 лет (1684—1705), стала «Книга житий святых». Необходимость составления православ. Четьих-Миней на украинско-белорус. землях была вызвана во многом задачами полемики с католиками, писавшими о неисторичности правосл. святых, и тем фактом, что большинство правосл. житийных сборников на Украине и в Белоруссии в 1-й пол. XVII в. вместе с храмами и монастырями было захвачено униатами (см. ст.: Брестская уния). (В частности, в 1-й трети XVI в. при Западнорусской митрополичьей кафедре или непосредственно в Супрасльском монастыре был составлен фундаментальный 3-томный минейный Торжественник, охватывающий большую часть года (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19, № 79, 80, 105), однако после перехода обители в унию он стал недоступен для православных.) С этим обстоятельством было связано широкое использование православными украинско-белорус. переводов католических житийных сборников. По-видимому, еще одной причиной создания Димитрием «Книги житий святых» как свода, изначально ориентированного на издание типографским способом, было снижение статуса рукописной книги в украинско-белорус. православной среде под влиянием аналогичных тенденций в польском обществе (как у католиков, так и у протестантов).
Димитрий проделал большую предварительную работу, включавшую подготовку месяцеслова, выбор житий, поиск необходимых материалов (источники, а также историю издания памятника подробно исследовали прот. А. Державин и А. А. Круминг). Димитрий использовал широкий круг агиографических и исторических текстов, прежде всего латинских, греческих и польских, а также церковнославянских. Наиболее авторитетным для агиографа был свод «Acta sanctorum» болландистов, к тому времени насчитывавший 18 томов за янв. -май (Antverpiae, 1643—1688). Димитрий также имел «De probatis sanctorum historiis» Лаврентия Сурия, святитель широко использовал греч. жития Симеона Метафраста в лат. переводе Сурия. В качестве лит. образца (а не исторического источника) на труд Димитрия оказало влияние соч. иезуита Петра Скарги «Їywoty œwiкtych» (в б-ке Димитрия были издания 1619, 1626 и 1700). Основным церковнослав. источником для Димитрия стал Успенский список Великих Миней-Четьих (первоначально Димитрий (или его предшественники) получил из Москвы церковнослав. рукописные Минеи «в четверть», т. е. Милютинские — единственный комплект Патриаршей б-ки такого формата). Первые книги макарьевских Четьих-Миней были высланы Димитрию по благословению патриарха Иоакима в нач. 1686 г., в марте 1688 г. Димитрий был вынужден их вернуть. С 1695 г. книги посылались по благословению патриарха Адриана, мн. выписки из них были сделаны по просьбе Димитрия его корреспондентами, в частности мон. Чудова монастыря Феологом. Из др. церковнослав. источников следует указать Киево-Печерский патерик (Димитрий использовал киевские издания 1661 и 1678) и Пролог.
«Книга житий...» Димитрия — самое большое по объему небогослужебное издание в старопечатной кирилловской книжности. Свод был опубликован в 4 томах, каждый из которых содержит материал, относящийся к 3 месяцам: сент. -нояб., дек. -февр., марту-маю, июню-авг. Кроме житий и др. крупных статей свод содержит памяти (по терминологии прот. А. Державина, «месяцеслов»), т. е. краткие, часто в одну фразу заметки о лицах и событиях, которым не посвящены большие статьи. Обыкновенно памяти помещаются в конце дня и печатаются петитом. В основном тексте 4 томов — 765 статей, не считая памятей, в т. ч. 91 рус. и слав. статья. Подавляющее большинство статей — жития, свод содержит также 22 Слова на большие праздники (6 Слов принадлежат свт. Иоанну Златоусту, по одному — свт. Василию Великому и прп. Иоанну Дамаскину). 2 статьи (обе в 3-й книге) посвящены вопросам календаря.
При работе над каждой статьей свода Димитрия использовал неск. источников, стараясь, особенно в отношении житий святых, собрать как можно больше сведений, которые он соединял в одно целое, давая свои переложения. Агиограф вносил в текст в т. ч. противоречивые известия источников, не отдавая предпочтения к. -л. информации без достаточных оснований. Необходимо отметить наличие в «Книге житий...» такого принципиально нового момента, как элементы научно-справочного аппарата (даваемые петитом, частично в маргиналиях): ссылки на источники, указание сходных сюжетов в житиях и чудесах разных святых (напр., вмч. Георгия и свт. Николая), исторические справки, превращающиеся порой (как, напр., ст. «О хазарах» при Житии равноапостольных Константина (Кирилла) и Мефодия в 3-м томе) в исследования.
После переезда сначала в Москву, затем в Ростов Димитрий начал уделять все больше внимания памятникам рус. агиографии. Помимо великорус. житий Димитрия включает в свои Четьи-Минеи повести, некоторые — ростовского происхождения. Работу над «Книгой житий...» Димитрий вел до конца жизни, о чем свидетельствуют 2 сборника с черновыми записями: ГИМ. Син. № 811 («Неисправленные вещи различные, собранные в лето 1704-е в Ростове») и РГАДА. Ф. 381. № 420; не весь материал из этих сборников вошел в печатный текст. От времени работы Димитрия над 1-м и 2-м томами «Книги житий...» сохранились 2 рукописи (жития за сент. и окт.) в составе конволюта из б-ки Петра I (БАН. Собр. Петра Великого. I-А. № 32) и рукопись житий за декабрь.
Pages: 1 2