Святитель Петр Аргосский, епископ
Май 15th 2013 -
Память 3/16 мая
(Πέτρος ῎Αργους ), Пётр Чудотворец (между 850 и 860, Константинополь – между 922 и 924, по др. данным, после 928, г. Аргос, Греция), византийский писатель, епископ, православный святой.
Святитель Петр родился около 850 года в Константинополе у богатых благочестивых родителей. Семья Петра Аргосского принадлежала к окружению константинопольского патриарха Николая I Мистика. Они многим давали приют и милостыню и пробудили в детях любовь к добродетели.
Их старший сын Павел, горя любовью ко всему божественному, стал монахом и жил рядом с известным подвижником того времени по имени Петр.
Следующий брат, Дионисий, последовал его примеру. Скоро и родители, и младшая сестра также отказались от мира, дабы проводить ангельскую жизнь под руководством Павла.
Два самых младших брата, Петр и Платон, оставались еще некоторое время в миру, чтобы завершить образование.
Они ушли в монастырь, как только это стало возможно. Петр был движим таким рвением, что вскоре превзошел своих братьев и других монахов в подвиге и явился для всех образцом добродетели. Он всегда был серьезен и внимателен к самому себе, владел всеми движениями души, никогда не сердился и не смеялся громко. Однако часто его лицо освещалось улыбкой, обнаруживающей настоящую духовную радость. Его облик, походка, слова – все в нем было достойно восхищения и вызывало желание подражать ему. Несмотря на свою строгость, он был общителен и приветлив со всеми, с готовностью участвовал в разговорах, если они приносили духовную пользу, охотно при этом цитируя слова мудрых людей и святых отцов.
Его славные добродетели и разумение привлекли внимание патриарха Константинопольского святого Николая I Мистика (память 16 мая). Он предложил Петру стать епископом Коринфским. Но Петр из любви к безмолвию отказался.
Патриарх тогда назначил архиепископом Коринфским старшего брата – Павла (память 27 марта), бывшего в то время игуменом монастыря.
Петр решил и дальше избегать предложений патриарха, который хотел поставить его архиепископом Кесарийским. Он последовал за братом Павлом в Коринф и поселился за городом, в пустыне. Там, вдалеке от всех, он посвятил себя молитве и составлению песнопений и речей во славу святых.
Несмотря на все усилия, светильник не мог долго оставаться под спудом. Когда епископ Аргосский умер, жители Аргоса вместе с жителями города Навплия и его окрестностей умоляли Павла поставить брата их пастырем. Петр отказался и на долгое время скрылся. Когда он вернулся в Коринф, думая, что опасность миновала, верующие снова бросились к нему, говоря, что из-за его отказа новорожденные умерли без крещения и мертвые остались непохороненными. Тогда он согласился.
Епископ Петр, светильник, поставленный на подсвечник Аргосской Церкви, в изобилии распространил свет своих добродетелей и евангельского учения. Прежде всего, святой обратил внимание на состояние духовенства, без колебания отрезая духовным мечом недостойных его членов. Но ко всем тем прихожанам, которые выражали желание каяться, он проявлял терпение, снисхождение и сочувствие. Святитель Петр особенно отличался странноприимством и любовью к нищим. Он отказывался от последней сорочки, чтобы их одеть, и давал приют в своем доме всякому, кто к нему приходил, не спрашивая, ни кто он, ни откуда. Каждый день его дом наполнялся несчастными, калеками, слепыми, вдовами и сиротами, которые находили у своего епископа Божию милость. Никто не уходил, не получив помощи, и если слуги кем-нибудь пренебрегали, то Петр на следующий день давал ему двойную порцию.
Когда весь Пелопоннес был охвачен губительным голодом (927), святитель Петр накормил тысячи бедняков и без счета раздал содержимое своих амбаров. Но запасы провизии подошли к концу, остался только один кувшин муки. Святитель Петр велел дальше раздавать еду – и кувшин не оскудевал, пока все не насытились.
В то время варвары часто совершали набеги на Пелопоннес. Если они разрушали дом кого-либо из верующих, епископ вновь строил его за свой счет. Он заботился об образовании молодежи, платил за тех, кто уходил учиться в другой город, раздавал необходимые орудия труда тем, кто посвящал себя земледелию. Но больше всего он проявлял отеческую любовь к согражданам, похищенным арабскими пиратами острова Крит, к обращенным в рабство и к заложникам. Епископ активно собирал деньги для выкупа и сам отправлялся их освобождать. Милосердие святителя Петра так сблизило его с Богом, что он молитвой отгонял бесов и получил дар прозорливости. По откровению, полученному от святого Иоанна Богослова, он предсказал бедствия, которые вскоре постигли Пелопоннес (923–925).
В конце жизни святитель Петр участвовал в Соборе, созванном в Константинополе (920) для преодоления раскола, причиной которого была четвертая свадьба императора Льва VI. Он защитил истинную веру и соблюдение церковной дисциплины, затем вернулся в свою епархию.
Достигнув 70 лет (после 928), святой предсказал свою близкую кончину. Заболев, святитель Петр в течение трех дней проповедовал народу, собравшемуся у его постели, потом простился со всеми и в мире с улыбкой отошел ко Господу.
Во время отпевания лицо иерарха осветилось, и на нем выступили капельки пота, как будто он был еще жив. Его мощи стали предметом яростного соперничества между жителями Навплия и Аргоса. В итоге последние одержали победу. Мощи епископа поместили в Аргосскую церковь, где на протяжении веков совершались неисчислимые чудеса. Благодаря этому святителя Петра стали почитать как покровителя города.
В 1421 году мощи перенесены в Навплион, впоследствии утрачены. Вновь мощи Петра Аргосского были обретены в Ватикане, откуда 19 января 2008 года торжественно перенесены в Аргос. Судьба мощей между 1421 и 2008 годами остаётся неизвестной.
Литературное наследие Петра Аргосского включает богородичные гомилии (на зачатие и во славу святой Анны, на Введение Пресвятой Богородицы во храм, на Благовещение), энкомии святым первых веков христианства (святым Косме и Дамиану, святой великомученице Варваре), а также надгробную речь современнику Петра Аргосского - святому Афанасию, епископу Мефонскому. В проповедях Пётр Аргосский использует типичную для гимнографии лексику; избегает повествовательных моментов, отдавая предпочтение прямой речи персонажей.