Святитель Колман Линдисфарнский и Майосский
Март 1st 2016 -
Память 18 февраля.
Святитель Колман Линдисфарнский и Майосский, Аббат Линдисфарнский, основатель монастырей Инишбофина и Майо
Родился в Коннахте, Ирландия, в 605 году; преставился в Инишбофине, 676 (некоторые хроники датируют это 672, 674 или 675 годом: в некоторых частях Ирландии его память празднуется 8 августа.
Святой Колман стал монахом под руководством Святого Колумбы (д.п. 9 июня) и в 661 г. последовал за Св. Финаном (д.п. !7 февраля) как третий аббат-епископ Линдисфарна, важнейшего монастыря в Нортумбрии, Англия, закрыв королевский замок Бамбург.В это время разногласие в Нортубрии о дате Пасхи, формы тонзуры (гуменца), роли епископа и других кельтских церковных пометных традиций достигло переломной стадии, ив 664 г. был созван собор в аббатстве Уитби при Св. Хильде (д.п. 17 ноября) с целью разъяснить вопрос.
Св. Колман был главным защитником кельтских обычаев; Святые Вилфрид (д.п. 12 октября) и Агильберт (д.п. 1 апреля) отстаивали римское. Король Осви Нортумбрийский выразил одобрение ирландской точке зрения, но принял аргумент Вилфрида в пользу принятия практики, опирающейся на знание известной в те времена (т.е. всей остальной- Ic.) Церкви. Вслед за этим, Колман отказался принять постановление короля в духовном деле, оставил свое епископство и удалился, сначала на Иону, а затем в Инишбофин, у побережья Коннахта.
Все его ирландские братия и еще 30 английских монахов пошли с ним, принесшим с собой часть мощей Св. Айдана (д.п. 31 августа).
Но две части общины не согласились среди себя, как повествует Св. Беда (д.п. 25 мая) Англы пожаловались, что вся работа по сбору урожая была оставлена им. Очевидно, каждое лето ирландские монахи проходили с проповедью, оставляя Англо-Саксов сеять и собирать урожай на полях. Так, Колман основал отдельное учреждение для английских монахов в Ирландии, в месте, называемом Саксами Майо. Первым аббатом после Колмана был англ, Св. Геральд (д.п. 13 марта), живший до 732 г. Беда восхваляет то обстоятельство что аббаты Майо избирались в соответствии с кельтским обычаем «наследственного» монастыря.
Св. Беда (д.п. 25 мая), не сочувстовваший отчетливо кельтским практикам, дает пламенный рассказ о Церкви Линдсфарна под управлением Св. Колмана. Он подчеркивает пример бережливости и простоты жития, установленной епископом и совершенной преданности его клира подобающему деланию и служению его народу.
Алкуин также восхваляет монахов-Саксов Майо за расставание со своей родиной в добровольном изгнании, где они воссияли среди «самого варварского народа» (Attwater, Benedictines, Delaney, Farmer, Montague).
Тропарь и кондак:
Troparion of St Colman tone 4
As an upholder of Orthodox discipline, thou didst show forth in thy life/ the pre-eminence of holy Tradition, O all-praised Hierarch Colman./ With great personal sacrifice, thou wast true to thy teachers,/ wherefore we pray that we may unhesitatingly follow our fathers in the Faith with loyalty and devotion/ and thereby be guided into the way of salvation.
Kontakion of St Colman tone 2
By the mercy of our God,/ thy very life was a sermon, O Father Colman,/ light of the true Faith and example of constancy and piety,/ teaching all by thy selfless devotion./ Praising thee we pray that, withstanding novelty and innovation,/ we may always give glory to Christ our God.