Святитель Игнатий Мариупольский
Февраль 15th 2014 -
Память 3/16 февраля
Митрополит Игнатий (Иаков Гозадино) родился в Греции на острове Кифнос вблизи Афин. Предположительно он родился в мае 1712 г. – апреле 1713 г. При крещении был наречен Иаковом.
Его отца звали Константином. Происходил он из «древне-благородного рода Гозадино». Воспитывался он с детства у дальнего родственника – инока на Афонской горе. В юношестве принял монашество под именем Игнатий. Прошел все ступени духовной иерархии до епископского сана. Со временем был вызван в Константинополь, назначен членом Вселенского патриаршего синклита и возведен в сан архиепископа. В 1771 году Игнатий получил назначение митрополитом Готфейско-Кефайской епархии.
В Крым преосвященный Игнатий прибыл 23 апреля 1771 года и поселился в Георгиевском монастыре, откуда 27 апреля приехал в Бахчисарай, где в поселке Мариамполе была его кафедра.
Известно, что в 1776 году он направляет обращение к русскому правительству о желании христиан-греков принять российское подданство. 23 апреля 1778 года в день Святой Пасхи, митрополит Игнатий во всеуслышание объявил об этом людям в пещерной церкви Успенского собора после литургии. Одновременно им были посланы гонцы во все города, села и приходы Крыма с известием о начале подготовки к переселению.
Личность Игнатия все, лично знавшие митрополита, характеризуют как «мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему виду, поведению и душевному расположению; монаха с юности целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточной деловитостью, опытного в ведении церковных дел и отличавшегося богатыми природными способностями»…
Высоко оценил место Игнатия в истории греков Приазовья Ф.А.Хартахай, называя его вслед за архиепископом Гавриилом «Моисеем Мариупольских греков». В своей статье он представляет митрополита как человека одаренного, гуманного, скромного, преданного православной вере и своему народу.
Преодолевая сопротивление хана и татарской знати, а также нерешительность части христиан, митрополит Игнатий и А.Суворов, который с апреля 1778 года принял под своё командование войска Крымского корпуса, добились того, что христиане решили оставить Крым и навсегда переселиться в пределы южных губерний Российской империи.
Заручившись поддержкой церкви во главе с митрополитом Игнатием, А.В.Суворов через 1,5 месяца 16 сентября 1778 года доложил наместнику и правителю южных губерний Г.А.Потемкину о выводе из Крыма 18407 греков, 12598 армян, 219 грузин и 162 волоха. Митрополит Игнатий вышел из Крыма с последней партией христиан 18 сентября 1778 г.
Перезимовав в 1778—1779 году в невыносимых условиях на берегу реки Самары близ города Екатеринослава, переселенцы через митрополита Игнатия и А.Суворова получили разрешение расселиться в Мариупольском уезде. 21 мая 1779 года Игнатий получил Грамоту об устройстве христиан, где расписаны права, гарантии, привилегии переселенцам, что давало им возможность экономического, хозяйственного и национального развития.
26 июня 1780 года переселенцы во главе с митрополитом Игнатием прибыли в район устья реки Кальмиус при Азовском море, где в свое время Азовский губернатор В.А.Чертков планировал построить город Павловск.
За выдающиеся заслуги в деле переселения христиан из Крыма митрополит Игнатий был отмечен особой наградой императрицы, которую передал ему А.Суворов.
Митрополит Игнатий принимал активное участие в расселении христиан, выборе места под расположение церковных сооружений, способствовал поиску средств для строительства. Только в первый год заселения в Мариуполе преосвященный Игнатий заложил и основал церковь во имя Священномученика Харлампия, Успенскую церковь с хранением в ней древней святыни – иконы Одигитрии Божьей Матери, церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Дом и подворье самого митрополита находились на перекрестке улиц Торговой и Митрополитской № 7.
С огорчением следует отметить, что тяготы и лишения, связанные с переселением и обустройством на новом месте, вызвали недовольство среди части населения. И многие из них видели причину зла в митрополите Игнатии. Много людской злобы, интриг и несправедливости испытал на себе патриарх. Недовольство людей дошло до того, что преосвященный Игнатий вынужден был покинуть город. Местом жительства он избрал долину в шести верстах от города, вверх по реке Кальмиус. Его постигла судьба пророков, о которой говорит Святое Евангелие от Луки « … никакой пророк не принимается в отечестве своем». Так и жизнь Игнатия до самой смерти подвергалась испытаниям.
Митрополит Игнатий скончался 16 февраля по старому стилю или 29 февраля по новому стилю 1786 года. Так завершил свое многотрудное «житейское поприще» один из замечательных из греческих патриархов. Похоронили его по греческому обычаю сидящим в креслах в Харлампиевском Храме (позднее – Екатерининская церковь). При вскрытии склепа спустя 82 года, убедились, что его тело не подверглось разложению, оно стало нетленным, что у верующих является признаком святости.
После разрушения церкви в 30-х годах мощи митрополита Игнатия перенесли в городской краеведческий музей. В 1942 году его мощи разместили в открытой накануне церкви в так называемой азовстальской пятиэтажке (ныне это Первый Украинский Международный банк). При штурме г.Мариуполя в сентябре 1943 года пятиэтажка вместе со Святыми мощами была сожжена. Но из огня пожарища коренной Мариуполец, грек Василий Мултых (позже протоиерей), сумел спасти остатки Святых мощей.
Митрополит Игнатий жил и умирал с надеждой, что значение его будет признано, его деятельность будет оценена, его имя помянет потомство с благодарностью – его жизнь не пройдет даром.
11 июня 1997 года расширенное заседание Священного Синода УПЦ под председательством Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и Всея Украины, рассмотрев житие, труды и подвиги Митрополита Игнатия, постановило:
1. Благословить для местного прославления и почитания святителя Игнатия Мариупольского, митрополита Готфейского и Кафайского (1715—1786).
2. Утвердить его иконопописное изображение.
3. Утвердить представленный проект тропаря и кондака святителю Игнатию Мариупольскому (Гозадино).
4. Память святителю Игнатию Мариупольскому праздновать в день его блаженной кончины 16 февраля.
5. Честные останки святителя Игнатия (Гозодино) считать святыми мощами.
6. Вознести благодарение Богу, дивному во святых своих, воздвигшему нового молитвенника о народе Божьем в лике святых земли нашей.
В 1998 году в Мариуполе возле Храма Архистратига Михаила сооружен памятник Святителю Игнатию, а в Свято-Никольском Кафедральном соборе прошло торжественное прославление Угодника Божия – Игнатия.
Весь облик митрополита Игнатия несет печать эпохи. Но недостаточно сказать, что его сотворила эпоха, что он является только её продуктом. В своей области, в области духовности, он сам творил эпоху и отдал свою жизнь во имя счастья потомков.
Материал подготовлен на основании книг С.А.Калоерова
«Документы по истории греков Приазовья», «Феоктист Хартахай»,
А.Д.Проценко «Митрополит Игнатий: Моисей мариупольских греков,
2007 г., протоиерея Василия (Мултых) «Мои воспоминания»