Святитель Герасим, епископ Великопермский
Февраль 5th 2013 -
Память 24 и 29 января (по юлианскому календарю)
Святой, епископ Великопермский, был вторым преемником св. Стефана, просветителя Пермского края. В летописях не сохранилось известий ни о его поставлении, ни о его кончине. Известно только, что он был в Москве на соборах 1438 и 1441 гг. Предание утверждает, что Герасим был «святой жизни», «с ревностью очищал плевелы на ниве Христовой», «странствовал по Перми из конца в конец», наставляя и утешая свою паству; рассказывают, что он «самоотверженно явился» к свирепому князю вогулов Аюке и «просьбами и убеждениями» заставил его прекратить опустошение Пермского края.
24 января 1447 во время очередного объезда епархии, был убит вогулом, взятым им в своё время на воспитание.
Предание сообщает, что убийцей Герасима был новокрещенный вогул, взятый епископом на воспитание, а орудием убийства был архиерейский омофор. Историк Пермской иерархии, протоиерей Е. Попов, высказывает догадку, что убийца «вооружился на своего благодетеля не по собственной злобе, но подстрекаемый некрещеными». Точно так же и о. Верюжский предполагает, что убийца действовал «по наущению тех, кому дорого было уничтожаемое язычество». Герасим был погребен в Усть-Выме в кафедральной Благовещенской церкви. В 1607 г. был написан образ Герасима и погребенных под одним с ним надгробием его преемников, Питирима и Ионы, для возложения на их раку; в надписи на этой иконе святители именуются уже «великими чудотворцами». Е. Е. Голубинский полагает, что «с этого времени началось и местное им празднование». До половины XVIII века при Благовещенской церкви существовала особая церковь во имя трех Пермских святителей, но в 1749 г. по приказу епископа Великоустюжского Варлаама церковь эта была уничтожена, и вместо нее к Благовещенской церкви был пристроен придел, но уже не во имя трех Пермских святителей, а во имя Всех Святых. В этом приделе против царских врат и находится общая гробница почивающих под спудом Герасима, Питирима и Ионы. Память их не без намерения приурочена к 29-му января, кануну праздника трех Вселенских святителей. К этому дню в Усть-Выме «бывает необыкновенное стечение народа».