Святитель Филарет, митрополит Киевский

Январь 2nd 2016 -

Святитель Филарет, митрополит Киевский

Память в день его преставления — 21 декабря (3 января), а также трижды в год в дни памяти соборов святых: ростово-ярославских — 23 мая (5 июня), сибирских и рязанских — 10 июня(23 июня) и преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, — 28 августа(10 сентября).

Высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский, родился 17-го апреля 1779-го года в с. Высоком, кромскаго уезда, Орловской губернии, и при крещении был назван Феодором.

Отец его, Георгий Никитич Амфитеатров, был священником в названном селе и мать его — Анастасия; они были люди благочестивые, воспитывали своих детей в вере и благочестии и охраняли их от дурных влияний. Родители Феодора были люди простые и не обладали богатством, хотя и не терпели крайней нужды. Недостаточность священнических доходов они пополняли своим трудолюбием по части сельскохозяйственных работ и занятий. Они имели свой дом с садом и огородом, конопляником и пчельником. Сам о. Георгий с женою, все домашние и дети по мере их возраста занимались сельскими работами на ряду с наемными работниками.

В младенчестве Феодор был слабого здоровья; по некотором сведениям, он, к великому горю своих родителей, родился почти слепым. Хотя зрение его затем постепенно открылось, однако он во всю свою жизнь выглядывал подслеповатым. При многочисленности семьи о. Георгия, состоявшей из его жены и восьмерых детей, трудно было ожидать, чтобы дети были постоянно окружены особенными родительскими заботами. Но вследствие телесной слабости Феодора мать его, при всей своей обремененности семьей и разными хозяйственными работами, окружала его особенною заботливостию, тем более что со стороны его замечала благодарность и сочувствие ее трудам. Впрочем, с последующим возрастом телесная слабость Феодора исчезла. В мужеском возрасте он обладал крепким телосложением, до глубокой старости сохранил неутомимость в трудах пастырского служения и в подвигах строгой иноческой жизни. Такой крепости телесной он достиг воздержной и правильной жизнью, каковую проводил всегда с раннего детства.

Феодор был всегда необычайно тих и скромен, довольствовался весьма малым, начиная с грудного молока, которого он почти не принимал по средам и пятницам. Эти его качества, с младенчества перешедшие и в последующий детский его возраст, привлекли к нему преимущественное пред прочими детьми расположение и любовь его родителей и домашних. С самого юношеского возраста в Феодоре стала обнаруживаться склонность к подвижнической жизни. Отец нередко посылал его на пчельник для наблюдения за пчелами. Здесь, в полном уединении среди природы, Феодор читал Четь-Минеи и увлекался жизнью святых подвижников. Особенно сильное впечатление произвело на него житие Филарета Милостивого, так что он, будучи еще юным отроком, решил принять имя этого угодника Божья и подражать его подвигам, вступивши в иноческое звание. Присущия ему кротость и смирение с возрастом стали проявляться в том, что он нередко удалялся из общества своих родных и сверстников в уединение, которое употреблял для молитвы. Нередко во время полевых работ, когда его домашние садились за обед и отдыхали, он уходил в прилегавший к полю лес и там коленопреклонно молился на сельскую церковь. Это делал он и дома, скрываясь для молитвы в какой-нибудь укромный уголок; часто он просыпался ночью и становился на молитву. Он не пропускал ни одного богослужения, но прежде всех приходил в церковь и после всех уходил из нее. Такое призвание и рвение Феодора к духовным подвигам, раз возжегшись в его душе, никогда не прекращались впоследствии, но по временам разгорались таким ярким пламенем, который не мог остаться незаметным для других. Конечно, преждевсех родители заметили в Феодоре стремление к благочестивым подвигам и радовались такому его настроению. Вместе с возрастанием телесным он возрастал и духовно; восходя по ступеням служения все выше и выше, он в то же время все больше и больше совершал духовное восхождение к Богу.

Очень рано, с шести лет, у Феодора обнаружилась охота к учению. Первоначальное обучение он получил дома под надзором и руководством своего родного дяди-диакона Иоанна Никитыча. Феодор был обучен чтению по псалтири и часослову и письму. Кроме того, ему преподавались начатки и других наук, преподававшихся в тогдашних духовных училищах, и особенно — латинского языка.

После домашнего воспитания он прошел курс школьного образования, начав его в 1789 г. Учился в Орловской духовной семинарии, а затем, с богословского класса, который окончил в 1797 г., в Севске.

1 марта 1798 г. Ф.Г. Амфитеатров был назначен учителем поэзии и низшего греческого класса в Орловской же духовной семинарии, прежде изъявив желание принять монашество. Пострижение состоялось лишь 7 ноября 1798 г., на 20-м году его жизни с именем Филарет, в память святого праведного Филарета Милостивого (1 декабря), к которому Амфитеатров с детства имел особенное почтение.

9 ноября 1798 г. инок Филарет был рукоположен в иеродиакона, а 13 января 1799 г. — в иеромонаха, получив звание соборного иеромонаха, и вскоре по рукоположении был назначен на должность префекта (инспектора),

Однако учительская должность не удовлетворяла его, и душа его стремилась в монастырь. Филарет просил своего архипастыря, преосв. Досифея, отпустить его в Бело-бережскую пустынь; но преосв. Досифей удержал его.

В 1802 г.  иеромонах Филарет был сделан префектом (инспектором), а затем и ректором севской семинарии и возведен в сан игумена. Новая служба потребовала от Филарета столь много усиленных трудов по усовершенствованию себя в науках, что он совершенно расстроил свое здоровье, чему способствовал еще дурной климат г. Севска. К телесным недугам скоро присоединились и душевные страдания. Относившийся доселе к Филарету благосклонно, преосв. Досифей изменился после того, как Филарет своею речью обратил на себя внимание посетившего г. Севск митр. московского Платона. Преосв. Досифей после этого стал обнаруживать неприязнь к Филарету, которая особенно ярко проявилась по поводу настойчивого домогательства Филаретом того, чтобы севская семинария была переведена в г. Орел, чего весьма не желал преосв. Досифей.

В 1804 г. игумен Филарет, по проискам преосв. Досифея, был переведен в г. Уфу, „такой город, которого хуже едвали было тогда в России”, тоже ректором семинарии, с возведением в сан архимандрита. Здесь на долю архим. Филарета выпали такие испытания, что он едва не пал духом. Строгий и суровый, проводивший чрезвычайно своеобразную жизнь, епископ уфимский Августин встретил архим. Филарета весьма недружелюбно, Отчасти в силу своего странного характера, отчасти по наветам епископа Досифея еп. Августин подверг архм. Филарета многим незаслуженным унижениям и оскорблениям. Такия оскорбления могли довести архим. Филарета до полного уныния, и он был недалек от этого; но благодать Божия поддержала его. После одного из самых сильных оскорблений от епископа Августина Филарет долго и пламенно молился ночью и во время этой молитвы заснул. В полусонном видении он увидел руку, писавшую на стене: „не бойся! Судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих!” После этого он почувствовал отрадное чувство успокоения и утешения.

В 1806 г. кафедру преосвященного Амвросия, переведенного в Тобольск, занял преосвященный Августин (Сахаров), после чего архимандрит Филарет вынужден был просить Священный Синод об увольнении его от дел управления с назначением в какой-либо монастырь.

Вскоре (16 декабря того же 1810 г.) архимандрита Филарета назначили на должность ректора Тобольской духовной семинарии и благочинного монастырей, где милостиво был принят знавшим его еще по Уфе епископом Амвросием, который утешал его и ободрял. Здесь архим. Филарет отдохнул от уфимских скорбей, о которых вспоминал с незлобием и благодушием, как о школе терпения, где он научился плакать о своих грехах, крепко молиться и благодушно переносить всякие испытания. К своему притеснителю, епископу Августину, он не питал никакой злобы и впоследствии, когда сделался митрополитом, отплатил ему добром, выхлопотав ему увеличенную пенсию. Частые лестные отзывы преосвященного Тобольского Амвросия, который, хорошо зная архимандрита по Уфе, послужили тому, что через три года архимандрит Филарет был вызван для служения в Петербург.

С 1813 г.— настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря. Был инспектором Петербургской, а потом Московской духовных академий. Тогда же он получил новое назначение — инспектором Московской духовной академии, которая должна была открыться осенью 1814 г., а 16 марта 1816 г. определен ректором этой академии.

1-го июня 1819 г., на 41-м году жизни, архимандрит был назначен епископом Калужским. С этих пор начинается его епархиальная и общецерковная деятельность, длившаяся в течение 38 лет. Причем епископ Филарет в 1825 г. из Калуги был переведен на старейшую рязанскую архиерейскую кафедру, и здесь 22-го августа 1826 г. возведен в сан архиепископа.

В 1828 г. перемещен на Казанскую кафедру.

В 1836 г. переименован в архиепископа Ростовско-Ярославскогою

18 апреля 1837 г. пожалован саном митрополита Киевского и Галицкого, со званием священно-архимандрита Киево-Печерской Лавры. На Киевской кафедре митрополит Филарет пробыл до самой своей кончины, приняв 13 августа 1841 г. пострижение в схиму с именем Феодосия (во честь преподобного Феодосия Печерского).

В 1826 и 1836 гг. владыка Филарет, в сане архиепископа, был вызван в Санкт-Петербург для присутствия на Священном Синоде, а с 1836 г. до конца жизни состоял его членом. Помимо этого, в 1827 г. был назначен членом комиссии духовных училищ и состоял в этом звании до закрытия самой комиссии в 1839 г.

Святитель Филарет был образцом христианина — “словом, житием, любовию, духом и чистотою”. Истый монахолюбец, пламенный ревнитель святого подвижничества, делатель Иисусовой молитвы, постник в строжайшем смысле, он обладал даром духовного ведения и исцеления, даром чудотворения и дерзновенной молитвы. Удостоился при жизни многих благодатных откровений и видений.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.