Святитель Браулио (Braulio)Сарагосский
Апрель 7th 2014 -
Память 26 марта/ 8 апреля.
Браулио родился в знатной испано-римлянской семье, многие представители которой были церковнослужителями. Под руководством своего старшего брата Иоанна, который в 619 году был избран епископом Сарагосской епархии (под именем Иоанн II), Браулио получил начальное образование и уехал в Гиспалис, где стал послушником монастыря-школы, основанной Исидором Севильским. Став друзьями со своим наставником, Браулио был вдохновителем и редактором «Этимологий» Исидора
Со временем стал столь выдающимся учёным, что св. Исидор стал расценивать его скорее как друга и имел обыкновение посылать ему свои собственные письма на просмотр и исправление.
Браулио был рукоположен в сан священника. Когда в 631 г. скончался его брат Иоанн и епископская кафедра Сарагоссы стала свободной, соседние прелаты собрались, чтобы выбрать ему преемника. Их выбор пал на Браулио.
Будучи священником, Браулио много трудился, наставляя и укрепляя людей в вере. В то же время, ему пришлось преодолевать арианскую ересь, которая продолжала процветать даже после того, как принял Православие король Реккаред I. Браулио действовал в тесном контакте со св. Исидором, наводя в церкви порядок и укрепляя духовную дисциплину. Сохранилась небольшая часть их переписки.
Он принял участие в четвертом соборе в Толедо, который проходил под руководством его друга и учителя, св. Исидора, а также в пятом и шестом соборах. Последний из названных соборов поручил ему писать ответ папе Римскому Гонорию I, который обвинял испанских епископов в небрежности при выполнении их обязанностей. Его защита была признана убедительной.
В 626 году Браулио вернулся в Цезаравгусту и после смерти старшего брата Иоанна в 631 году, был выбран его преемником на кафедре епископа. Браулио был участником Толедских соборов 633, 636 и 638 годов, во время которых весьма прославился. Причём на последнем соборе он вступил в конфликт с папой Гонорием I, который обвинил иберийских священников в неисполнении пастырских обязанностей. Известно, что для сохранения мира и стабильности в государстве Браулио поддерживал вестготских королей: так он, предположительно, помогал королю Реккесвинту редактировать его «Судебную книгу», впоследствии вошедшую в вестготский кодекс.
Во времена Ираклия, в 669-ю эру (631), в его двадцатый год правления, и в четырнадцатый год Арабов, когда Умар почти год правил ими, Сисенанд занял трон на пять лет, мятежно захватив королевство Готов. В третий год правления он, подобно Реккареду, старому королю Готов, созвал собор в церкви святой девы и мученицы за Христа Леокадии, дабы обсудить ряд вопросов. Шестьдесят шесть епископов из Нарбоннской Галлии и Испании вместе с викариями тех, кто отсутствовал, и придворными вельможами собрались в Толедо, благодаря Исидору Севильскому, знаменитому множеством книг. На этом священном синоде, Браулио, епископ Сарагосы – чье красноречие, подобно Риму, матери и королеве городов, восхищает в посланиях с проповедями – блистал над всеми остальными.
Епископское служение не повлекло его отхода от церковного служения, и в Сарагосской базилике Божией Матери, что на Колонне (дель Пиляр), он проводил в молитве много времени днём и ночью.
Браулио вступил в конфликт с папой Гонорием I, обвинившим испанских епископов в неисполнении пастырских обязанностей, в частности в непринятии мер против иудеев, которые, формально став христианами, продолжали исполнять предписания иудаизма. В доказательство неправоты папы Браулио привел постановления Собора, подтверждавшие гос. законы, предусматривавшие различные наказания, вплоть до лишения имущества и гражданских прав, для тех адептов, кто не отказался от религиозного общения с прежними единоверцами. В это же время по просьбе общины обращенных евреев г. Толедо Браулио составил от их имени исповедание христианской веры (Professio seu Confessio iudaeorum civitatis Toletanae), к-рое было представлено Собору и впосл. послано папе Гонорию.
В 646 г. кор. Хиндасвинд назначил цезаравгустинского архидиак. Евгения епископом г. Толедо (Евгений III). Поскольку Браулио хотел видеть Евгения своим преемником, он просил короля отменить это решение. Однако последний был непреклонен, поэтому Браулио отказался приехать на очередной Толедский Собор в 646 г., проходивший под председательством Евгения III. После смерти Хиндасвинда Браулио, желая сохранить мир и стабильность в государстве, поддержал право на престол его сына Рекесвинда. Новый король ок. 650 г. отправил Браулио рукопись с просьбой отредактировать ее. По всей видимости, это был проект вестготского законодательства, известный как Forum iudicium (одобрен Толедским Собором 653 г.).
Он ненавидел всякую роскошь: его одежда была груба и проста, как и его еда, его жизнь была проста и строга. Красноречивый проповедник и острый спорщик, он мог убедить своего соперника своими аргументами и абсолютной искренностью. Его помощь бедным была согласована с чуткой заботой об их чувствах.
Незадолго до смерти Браулио жаловался на потерю зрения. Он скончался в 651 году, и его преемником на сарагосской епископской кафедре стал Тайо. Могила Браулио была обнаружена в 1290 году на месте будущего храма Нуэстра-Синьора-дель-Пилар.
По просьбе своего брата, епископа Иоанна II, Браулио Сарагосским было составлено житие святого Емилиана Кукуллата (закончено в 639—640 годы), на месте скита которого впоследствии был основан монастырь Сан-Мильян-де-ла-Коголья, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1997 года. Так же Брауило написан гимн в честь этого святого, считающийся одним из лучших стихотворений вестготского периода.
Так же им были написаны около 44 писем, в которых присутствуют наставления в духовной жизни, дружеская переписка с обсуждением различных богословских и научных вопросов из области экзегетики, литургики, аскетики, хронологии. Среди получателей писем были влиятельные люди и священнослужители, такие как Исидор Севильский, епископ Толедо Евгений II (был учеником Браулио, которого тот хотел сделать своим преемником в епархии Сарагосы, но король Хиндасвинт назначил Евгения епископом в Толедо), церковный писатель Тайо, который станет следующим епископом Сарагосы, епископ Браги Фруктуоз, папа римский Гонорий I, вестготские короли Хиндасвинт и Реккесвинт. Эта ранее неизвестная коллекция (эпистолярий) была обнаружена в XVIII веке в Леоне и впервые была опубликована в «Espana Sagrada» Энрике Флореса.
«Этимологии, или Начала» Исидора Севильского в том виде, в котором рукопись дошла до наших дней, была систематизирована и отредактирована Браулио Сарагосским. Так же Браулио была добавленs жизнеописание Исидора и список написанных им произведений. Также большую историческую ценность составляет переписка Исидора со своим учеником и другом Браулио приписывается авторство житие-мартирия «Страдания Цезаравгустинских мучеников»
Почитание Б. началось лишь с XIII в., после того как еп. Сарагоcы Валерий в 1290 г. обрел мощи святителя. В XIV в. было составлено житие Б., вошедшее в сборник житий др. испан. епископов вестгот. периода: Исидора Севильского, Леандра Севильского и др.