Святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский
Январь 26th 2016 -
Память 14/27 января и в Соборе Тверских святых
Родился 14 марта 1482 года в семье иерея Василия и будущей монахини Юлии.
Акакий неоднократно упоминается в русских летописях, его подпись стоит на документах церковных Соборов, монастырских жалованных грамотах.
Монашеский постриг Акакий принял в Иосифовом Волоколамском монастыре от преподобного основателя обители.
В 1517 году был поставлен архимандритом Возмищенского монастыря под Волоколамском. 30 марта 1522 года митрополит Московский Даниил «поставил во Тверь епископа Акакия», на кафедру которая была до этого около года вдовствующей (после кончины епископа Нила Грека; 1521).
Сразу по хиротонии епископ Акакий вместе с Собором архиереев ходатайствовал перед великим князем Московским Василием Иоанновичем за опального князя В. В. Шуйского, поставив свою подпись под крестоцеловальной записью. Затем, по ходатайству епископа Акакия, в Желтиковом Успенском монастыре была учреждена архимандрития. В 1528 году в пределах его епархии преподобный Нил Столобенский основал Богоявленскую пустынь.
По его ходатайству в Желтиковом Успенском монастыре, где был погребен Тверской святитель Арсений, была учреждена архимандрития. При Акакии в 1528 г. преподобный Нил Столобенский основал Столобенскую Богоявленскую пустынь на озере Селигер. В 1531 г. под надзор Акакия в Тверской Отроч монастырь был сослан Максим Грек, пользовавшийся внимание и уважением со стороны Акакия («яко и на трапезу ему седети вкупе со святителем и ясти с единаго блюда»)
В 1537 году в городе случился сильный пожар, при котором сгорело много домов, храмов, церковной утвари. Самого «владыку Акакия промежь дву конь едва из града умчаша». По завершении восстановительных работ преподобный Максим написал похвальное слово, в котором восхвалял епископа за то, что он «с большим усердием и великою ревностию принялся за обновление истребленного огнем».
В 1539 году участвовал в настоловании Всероссийского митрополита святителя Иоасафа, 3 года спустя — в настоловании митрополита святителя Макария.
Участвовал в Соборах 1547 и 1549 годов. В 1550 году, во время казанского похода царя Иоанна Васильевича, когда митрополит Макарий отправился во Владимир к царскому войску, вместе с архиепископом Ростовским Никандром остался в Москве для управления Церковью. В 1551 году участвовал в Стоглавом Соборе, и 16 июля того года подписал с другими соборянами приговор о церковных пошлинах в Новгородской епархии. В 1553—1554 годах присутствовал на Соборах, обличивших ересь Башкина и Косого, разбиравших сомнения посольского дьяка И. М. Висковатого относительно иконописи. 3 февраля 1555 года принимал участие в хиротонии первого архиепископа Казанского святителя Гурия.
В 1564 г. Акакий освятил новопостроенный храм в честь Святой Троицы («Белая Троица») – уникальный памятник тверской церковной архитектуры, в настоящее время кафедральный собор Твери. Акакий сам переписал два Евангелия и создал особую редакцию Киево-Печерского патерика.
В том же году, когда в Москве на Соборе решался вопрос о предоставлении митрополиту права ношения белого клобука, на соборном документе«Тферского и Кашинского Акакия епископа руки нет, потому что для великия старости и болезни на Собор не приехал, а о том писал, что он с архиепископы и епископы и со всем освященным Собором, со всеми с ними единомышлен» .
Скончался святитель 14 января 1567 года в Желтиковом монастыре, где и был погребён.
Святитель Акакий жил подвижнически, спал не ложась. Он «навык многие кануны наизусть говорити», постоянно читал канон своему авве, преподобному Иосифу Волоцкому. Владыка с похвалой отзывался об иноках основанного Иосифо-Волоцкой обители, сравнивая монастырьь преподобного Иосифа с Киево-Печерским.
Pages: 1 2