Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская
Август 2nd 2019 -
Дни памяти: 12/25 июня (Перенесение мощей и второе прославление), 21 июля/ 3 августа (Обретение мощей), 2/15 октября
Анна Ка́шинская, в монашестве София, в схиме Анна, родилась в Входно-Иерусалимская слободе под Кашином, тверская княгиня. Известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, междоусобица), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII веке привела к деканонизации только что прославленной святой — прецеденту в истории Русской церкви.
Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская родом была княжной Ростовской — дочерью великого князя Ростовского Димитрия Борисовича.
Детство и юность ее прошли в Ростове Великом. Князья Ростовские отличались благочестием и христолюбием, были усердные храмостроители, почитатели иноческого и иерейского чина, по натуре мягкие, незлобивые, щедрые и милосердные.
Дед Анны Борис и его родной брат Глеб княжили 40 лет на Ростовской земле совместно, без междоусобиц. Духовным наставником княжны Анны был святитель Игнатий, епископ Ростовский (+1288), прославившийся строгим подвижничеством и миролюбием. Все добродетели своего рода, унаследованные княжной, были укреплены и развиты духовным ее покровителем. Как писала Татьяна Манухина, происходившая из известного рода кашинских купцов: «Вере твердой, непримиримо непреклонной, готовой на исповедничество, учил Анну пример подвижнической жизни епископа Игнатия».
Княжна Анна, как и все княжеские дочери того времени, была искусна в разных видах рукоделия, а когда подросла, то стала известна своим умом, кротостью, красотой и в других землях. Княгиня Тверская Ксения, несмотря на то, что у Твери с Ростовом Великим в те времена были взаимные претензии, посылает к князю Димитрию послов с наказом: «Есть бо у него дщерь едина, зело добродетельна, премудра же и прекрасна, сию желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбих бо ю добронравия ея ради».
В 1294 году княжна Анна была выдана замуж за великого князя Тверского и Владимирского Михаила — внука святого благоверного князя Александра Невского. Венчание состоялось 21 (8 с.ст.) ноября — в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих небесных Сил бесплотных в Преображенском кафедральном соборе в Твери. Жених и невеста увидели друг друга в первый раз, стоя в храме под венчальными венцами. Таинство брака совершал епископ Тверской Андрей. Взаимную любовь и уважение, преданность и понимание пронесли супруги на протяжении 24-х лет жизни в браке, несмотря на все тяготы, выпавшие им.
Трагична судьба Тверского княжества в XIV веке, как и судьба святого благоверного князя Михаила, убиенного в Орде по предательству двоюродного брата князя Московского Юрия 22 ноября 1319 года. В Орде погибли и два их старших сына — Димитрий и Александр и внук Феодор. Великая княгиня Анна прошла через самые страшные испытания — насильственную смерть мужа, сыновей, внука; междоусобицы младших сыновей и внуков, неоднократное разорение Тверского княжества. Анна Кашинская, совершившая яркий подвиг любви и верности, олицетворяла особый тип женской святости, который всегда любили на Руси. «В женском естестве мужескую крепость имела еси», — читаем мы в акафисте слова, на протяжении многих веков характеризующие русскую женщину. В 40-е годы XIV века княгиня Анна принимает иноческий постриг в Тверском Софийском девичьем монастыре с именем Евфросиния. В 1364 году сын Василий перевозит ее из Твери в Кашинский Успенский монастырь.
Преставилась благоверная княгиня Анна 2 (15) октября 1368 года, приняв в схиме имя Анна. Погребена была в Кашинском Успенском монастыре.
Останки Анны Кашинской были найдены в 1611 году в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы, причём долгое время они были заброшены. По преданию, княгиня явилась пономарю Герасиму, исцелила его, а затем ещё нескольких больных. Началось почитание её останков как чудотворных мощей.
Ее нетленные мощи были обретены 21 июля (3 августа) 1649 года. В 1649 году мощи освидетельствовали тверские духовные по повелению царя Алексея Михайловича, были зафиксированы новые чудеса.
В 1649 году на Поместном соборе Русской церкви под председательством патриарха Никона было определено открыть мощи схимницы Анны Кашинской; сама благоверная княгиня Анна была причислена к лику святых во всей Русской поместной церкви.
В честь святой Анны стали называть новорождённых младенцев. Закрытый гроб, где покоились мощи святой, стали украшать.
Для поклонения святой благоверной княгине Анне и для открытия святых её мощей в Кашин отправился сам царь Алексей Михайлович вместе с супругой и со своими благочестивыми сестрами, 21 (31) июля 1649 года в присутствии царя и при большом стечении народа мощи святой Анны были торжественно открыты.
Тело новоявленной угодницы Божией по освидетельствовании оказалось нетленным, только небольшие тления оказались на лице и на ступнях ног. При этом было замечено, что правая рука лежит на груди, «согбенна яко благословящая», то есть с двоеперстным древним перстосложением.
Царь Алексей Михаилович в следующем 1650 году снова отправился в паломническую поездку в Кашин. Тогда царь и церковные иерархи, при большом стечении народа города Кашина и его окрестностей, торжественно перенесли мощи святой благоверной княгини Анны из ветхого Успенского храма в Воскресенский кафедральный собор.
В этом же году постановили праздновать память святой Анны дважды в год: 2 октября, в день её преставления, и 21 июля, в день обретения её мощей. Службу на перенесение мощей составил известный писатель Епифаний Славинецкий. В 1660—1670-х годах был написан также обширный агиографический корпус текстов: житие, сказание об обретении и перенесении мощей, «плач княгини Анны» — в подражание плачу Евдокии, жены Дмитрия Донского.
Царь повелел построить новый храм в честь Анны Кашинской, а духовенство Кашинского собора щедро одарил дарами. Царица и царевны трудились над вышиванием богатого покрова на мощи великой княгини, с лицевым её изображением и воздухов для богослужения.
После окончательного соборного анафематствования старообрядцев («раскольников») продолжались споры между старообрядцами и новообрядцами о древности двоеперстного перстосложения (Московский собор (1656) объявил всех крестящихся двоеперстно еретиками и подражателями арменов, предал их анафеме, Большой Московский собор подтвердил это решение и снова предал анафеме всех крестящихся двоеперстно).
Pages: 1 2
Елена сказал:
Июнь 10th, 2010 at 18:12
+++++