Священномученик Макарий (Кармазин), епископ Екатеринославский
Декабрь 2nd 2012 -
Сохранился «меморандум на проходящего по делу № 9 УГБ Управления НКВД по ИПО Кармазина М.Я.». В графе «Последнее место службы, должность или род занятий» указано: «Без определенных занятий». Быть Епископом и служить в церкви для безбожной власти не было «определенным занятием» и приравнивалось к тунеядству. В графе № 7 «Характеристика обвиняемого, описание совершенного преступления и степень его опасности» говорится: «Является вдохновителем и руководит оперативно ликвидированной церковно-монархической контрреволюционной группой «ИПЦ». Участниками группы и ее вдохновителем велась развернутая агитация против советской власти и проводимых ею мероприятий, распространялись контрреволюционные провокационные слухи о голоде в Советском Союзе, доходящем до людоедства, и т. д.». В графе о необходимости агентурного обслуживания осужденного после его освобождения из лагеря написано: «Необходимо». А в следующей графе «Можно ли вербовать и для какой работы» определенно указано: «Нет».
Владыку обвинили в том, что он был «идеологом Православной Церкви <...>, вел активную антисоветскую работу; объединял реакционно-враждебные части духовенства для активной борьбы с советской властью; насаждал нелегальные домовые церкви с целью подготовки церковных кадров; устанавливал идейные связи с единомышленниками, находящимися в ссылке или других городах; устраивал у себя на квартире тайные моления и антисоветские сборища».
Полгода Епископ Макарий находился в тюрьме, пока 17 марта 1935 года особое совещание при НКВД не осудило его к ссылке в Казахстан сроком на пять лет. В тот же день по решению того же особого совещания к пяти годам ссылки в Казахстан была приговорена и Раиса Александровна Ржевская — самая преданная и верная сподвижница Епископа Макария. Большую часть жизни она посвятила церковной деятельности, и, находясь рядом с Владыкой в ссылке, несмотря на свои 57 лет, была ему незаменимым помощником. У нее на квартире происходили все нелегальные встречи, совершались службы. Через нее осуществлялись контакты с высланными Архиереями, она организовывала посильную помощь им, отправляя продуктовые посылки и денежные переводы…
Вскоре после приговора Владыка Макарий и Раиса Ржевская оказались в Казахстане, в Каратальском районе на станции Уш-Тоб. Благодаря обширным связям и регулярной помощи, которую оказывали Архиерею священники и церковные общины, он смог купить небольшой дом, в котором и поселился со ссыльным священником Королевым и Р.А. Ржевской. Пребывая в непрестанной молитве и непоколебимом евангельском уповании, он во всем предался Промыслу Божию и продолжал вести себя так, как подсказывали ему совесть и долг Архиерея. По-прежнему чрезвычайно осторожный и внимательный, он все же продолжал, невзирая на пристальное внимание властей, принимать всех желающих получить духовное наставление. В его доме совершались богослужения, на которые допускались самые близкие и проверенные люди. Владыка понимал: безбожная власть не выпустит его из своих рук. Но это только укрепляло его веру и помогало уходить от иллюзий.
Через некоторое время на станцию Уш-Тоб прибыл высланный из Симферополя Епископ Порфирий (Гулевич). Молитвенник и подвижник, верный Патриаршей Церкви, он с радостью был принят Епископом Макарием и по его настоянию остался жить у него в доме. Взгляд на происходящее, пройденный путь архипастырского служения, любовь к молитве и аскетической жизни сроднили двух святителей. В единомыслии и единочувствии родилась возвышенная дружба двух замечательных Архиереев.
Набирая силу, власть все отчетливее и яснее декларировала свою радикальную ненависть к Православной Церкви и ее служителям. Ссылка в бескрайний и дикий Казахстан казалась уже недостаточной, хотелось большего... НКВД стал собирать на Епископа компрометирующий материал, которого оказалось достаточно для репрессий, и 20 ноября 1937 года лейтенант НКВД Зенин выписал ордер на арест Владыки Макария В тот же день был арестован и Епископ Порфирий (Гулевич), а через два дня — Раиса Александровна и племянница Епископа Порфирия (Гулевича) Анна Петровна Михо. Содержались они в Алма-Атинской городской тюрьме.
23 ноября начались последние допросы. Владыка держался твердо и уверенно, все обвинения решительно отвергал. Но это не стало препятствием для следствия, и уже на следующий день, 24 ноября 1937 года, после единственного допроса было сооружено обвинительное заключение против Епископа Макария, Епископа Порфирия, Р.А. Ржевской и А.П. Михо со все тем же стандартным перечнем преступлений против советской власти. Обвинительное заключение 1 декабря 1937 года утвердил начальник УНКВД по Алма-Атинской области капитан госбезопасности Броун. И в тот же день состоялся суд, скорый и немилосердный. Епископ Макарий (Кармазин), Епископ Порфирий (Гулевич), Раиса Александровна Ржевская были приговорены к расстрелу, Анна Петровна Михо – к 10 годам лагерей.
2 декабря были расстреляны Владыка Порфирий (Гулевич) и Раиса Александровна Ржевская. На следующий день, 3 декабря 1937 года, был казнен Владыка Макарий (Кармазин). Место погребения их неизвестно.
Заключением прокуратуры Талды-Курганской области от 27 апреля 1989 года Епископ Макарий (Кармазин) был реабилитирован.
В наиболее сложный исторический период для Русской Православной Церкви Епископ Макарий, мужественно и кротко пронеся до конца нелегкий крест архипастырского служения был увенчан Богом мученическим венцом.
Память священномученика Макария, Епископа Днепропетровского, чтится 3 декабря — в день его мученической смерти.
Pages: 1 2