Священномученик Иосиф (Петровых), митрополит Петроградский
Декабрь 27th 2014 -
Память: 15/ 28 декабря
Митрополит Иосиф (в миру Иван Семёнович Петровы́х; 15 (27) декабря 1872, Устюжна Новгородская губерния — 20 ноября 1937, Чимкент) — епископ Православной Российской Церкви; с августа 1926 года митрополит Ленинградский (назначен Временным Синодом митрополита Сергия (Страгородского)).
Лидер «иосифлянства»; духовный писатель.
Был 4-м ребёнком (всего в семье было 9 детей) в семье мещанина уездного города Устюжны — Семёна Кирилловича Петровых, владевшего пекарней и булочной лавкой. Дом находился в Казанском переулке (ныне Валентины Терешковой). Был крещён, как и все его братья и сестры, в приходской церкви Вознесения Господня на Всполье (разрушена в 1939 году).
Окончил Устюжское духовное училище, Новгородскую духовную семинарию, Московскую духовную академию в 1899 со степенью кандидата богословия. Успешно выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899—1900 — профессорский стипендиат. Магистр богословия (1903); тема диссертации: «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия».
С 9 сентября 1900 года — исполняющий должность доцента Московской духовной академии по кафедре Библейской истории.
26 августа 1901 года был пострижен в монашество, 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 14 октября — во иеромонаха.
С 1903 года — доцент Московской духовной академии.
С 9 декабря 1903 года — экстраординарный профессор и инспектор академии.
18 января 1904 года возведён в сан архимандрита. Был уволен из академии в 1906 по прошению из-за конфликта с радикально настроенными студентами.
В июне 1906 года назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии.
С 1907 года — настоятель Юрьева монастыря Новгородской епархии.
15 марта 1909 года хиротонисан в Александро-Невской лавре во епископа Угличского, викария Ярославской епархии (правящий епархиальный архиерей до декабря 1913 года — архиепископ (впоследствии Патриарх) Тихон (Беллавин)). С 27 февраля того же года был настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове — вплоть до окончательного закрытия обители в 1923 году; 22 мая 1913 года встречал в монастыре императора Николая II, посетившего Ростов в ходе Романовских торжеств .
В июле 1919 был арестован по обвинению в срыве кампании по вскрытию мощей посредством колокольного звона и крестного хода. Был отправлен в Москву в Бутырскую тюрьму. В августе того же года освобождён. В 1920 приговорён к одному году заключения условно.
С 1920 — архиепископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. В 1922 был приговорён к 4 годам лишения свободы, но уже в январе 1923 был досрочно освобождён.
В 1920—1925 управлял Новгородской епархией во время ареста архиепископа Арсения (Стадницкого).
В 1923—1926 управлял Ярославской епархией во время ареста митрополита Агафангела (Преображенского).
В декабре 1925 митрополит Петр (Полянский) в своём завещании перед арестом поставил его третьим кандидатом в Заместители Патриаршего Местоблюстителя.
В августе 1926 архиепископ Иосиф был назначен митрополитом Ленинградским и 29 августа (по Юлианскому календарю) прибыл в Ленинград. Вечером этого дня (канун памяти св. Александра Невского) и утром в день праздника он совершил торжественное богослужение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 31 августа выехал обратно в Ростов, чтобы проститься с прежней паствой и подготовиться к переезду, но власти запретили ему возвращаться обратно. Был арестован и отправлен на год в Николо-Моденский монастырь.
В 1927 митрополит Иосиф не признал «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского).
Осенью 1927 года отказался принять назначение от 17 сентября в Одессу (вместо Ленинграда, куда его не допускали власти); проживая в Ростове, продолжал именоваться митрополитом Ленинградским. Его позиция пользовалась значительной поддержкой среди «староцерковного» духовенства и народа в Ленинграде, где от его имени епархией управлял один из викариев — епископ Димитрий (Любимов). 6 февраля 1928 подписал акт об отходе от митрополита Сергия, став во главе особого течения в Патриаршей Церкви, именуемого в литературе по его имени «иосифлянством». Был запрещён в служении митрополитом Сергием и его Временным Синодом решением от 27 марта 1928; запрещения не признал.
В сентябре 1929 арестован и выслан в Казахстан в Аулие-Ата (Джамбул). Был арестован в ссылке и привлечён к делу «Всесоюзной организации ИПЦ» (Истинно-православной церкви) 9 сентября 1930. Первоначально митрополит Иосиф допрашивался в Ленинграде, затем был доставлен в Москву. 27 сентября 1930 в своих собственноручных показаниях так характеризовал отличие «иосифлян» от сторонников митрополита Сергия: «Сергий хочет быть лакеем Советской Власти, мы — хотим быть честными, лояльными гражданами Советской Республики с правами человека, а не лакея, и только». В других показаниях писал: «Била меня когда-то и Царская власть — я терпел… Готов терпеть и от нынешней Советской — все что угодно, твердо веря, что и она без воли Божией не сильна мне сделать никакого зла. (Ев(ангелие от) Иоанна, 19 гл, 10-11 ст)»
По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 сентября 1931 был приговорён к пяти годам заключения в лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок. Жил на окраине Чимкента около арыка, за которым простиралась нераспаханная степь. В маленьком казахском глинобитном доме он занимал комнату с верхним светом, обставленную очень скромно: в ней стоял грубо сколоченный стол, топчан и пара стульев. Каждое утро один служил за аналоем, на который ставил небольшой резной складень.
В 1937 был вновь арестован в ходе массовых репрессий в отношении духовенства.
19 ноября 1937 года был приговорён к расстрелу Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области; 20 ноября, 24 часа был расстрелян вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым); захоронен предположительно в Лисьем овраге под Чимкентом.
Прославлен в лике святых Русской православной церковью заграницей. Русская православная церковь, однако, не прославляет его, хотя некоторые сторонники митрополита Иосифа были канонизированы РПЦ. Видимо, препятствием к канонизации является не руководство «расколом» (современная РПЦ признаёт, что «иосифляне» были во многом правы), а признание им своей вины в 1937 в «контрреволюционной деятельности»; хотя в РПЦЗ мнигие считают, что контрреволюционная деятельность и враждебное отношение к советской власти не может являться препятствием для церковного прославления, а, напротив, свидетельствуют о жизненном подвиге Владыки Иосифа. Впрочем, существует точка зрения, что этот протокол был сфабрикован чекистами (в пользу этой версии говорит казённая стилистика текста и стандартная для подобных признаний форма показаний). Если церковь примет эту точку зрения в качестве официальной, вопрос о канонизации может быть решён положительно.