Священномученик Иерофей, епископ Афинский
Октябрь 16th 2010 -
Афон, монастырь Ставроникита, фреска церкви свт. Николая. 1546 год.
Феофан Критский и Симеон.
Память: 4 /17 октября
Священномученик Иерофей (греч. ῾Ιερόθεος; лат. Hierotheus), епископ Афинский, был членом афинского ареопага и обращен ко Христу апостолом Павлом вместе с Дионисием Ареопагитом (память 3 октября).
Святой был посвящен апостолом Павлом в сан епископа.
На Успение Божией Матери святой Иерофей с другими апостолами был перенесен по воздуху ко гробу Богородицы и вместе с ними принимал участие в Ее погребении.
Образ Иерофея вместе со сщмч. Дионисием Ареопагитом с VI в. становится обязательным атрибутом византийской, а впоследствии и древнерусской иконографии Успения, где святые обычно представлены стоящими за погребальным ложем Богоматери, сбоку от приемлющего Ее тело Христа.
Имя Иерофея не попало в ранние византийские апостольские списки (Псевдо-Дорофея Тирского и пр.), а также в ранний западный список Адона Вьеннского (сер. IX в.). Почитание Иерофея фиксируется только византийской синаксарной традицией с X в. В западных календарях память Иерофея под 4 октября появляется с XIV в. в дополнениях к Мартирологу Узуарда, откуда она перешла в Римский Мартиролог кардинал Цезаря Барония. Учитывая скудость и противоречивость сведений об Иерофее, почерпнутых из довольно поздних источников: корпуса «Ареопагитик» и апокрифов об Успении Пресвятой Богородицы, — болландист Корнелий де Бюэй еще в XVIII в. поставил под сомнение историческое существование Иерофея (Buyeus C., de. De Sancto Dionysio Areopagita, episcopo martyre, Athenensis in Graecia, Commentarius Praevius // ActaSS. Oct. T. 4. P. 775-779). Этого же мнения придерживаются некоторые современные исследователи (MartRom. Comment. P. 434).
Несомненным остается факт почитания мощей Иерофея на Востоке и на Западе. В Греции глава Иерофея хранится в монастыре его имени близ Мегары, а частицы мощей — в ц. св. Параскевы в Галаксиди (ном Фокида), в ц. вмч. Димитрия в Куварасе (ном Аттика), в монастыре Таксиархов (близ Нафплио), в монастыре Кехровуниу (о-в Тинос), в ц. вмч. Димитрия на о-ве Идра (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 191). Монастырь Сандоваль близ Леона в Испании претендовал на обладание главой Иерофея. В XVI в. здесь была выставлена для поклонения глава святого с прикрепленной табличкой с греч. надписью: «ΚΕΘΑΛΗ ΙΕΡΟΘΕΟΥ», затем ее торжественно пронесли по окрестностям мон-ря. Однако к этому времени уже никто не мог ответить, каким образом, когда и откуда эта реликвия попала в Сандоваль. В Испании существовало предание, согласно которому Иерофей, передав управление Афинской Церковью сщмч. Дионисию Ареопагиту, отправился на проповедь христианства в Испанию и основал христианскую общину в г. Сеговия, став ее первым предстоятелем. Впервые это предание зафиксировано в Хронике Псевдо-Декстра, где деятельность Иерофея в Испании отнесена к 71 г. по Р. Х. (PL. 31. Col. 239; следует учитывать, что данная хроника — подделка анонимного испанского иезуита XVI в.).
Скончался святитель Иерофей в I веке мученической смертью.
Кондак, глас 8
Священноначальника Афинскаго восхваляем тя, яко тайноучившеся тобою странным и неизреченным: явился бо еси богоприятный песнословец. Но моли всеблаженне Иерофее, от всяких нам грехопадений избавитися, да зовем: радуйся отче богомудре.