Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский
Ноябрь 2nd 2014 -
Память Память 21 октября/ 3 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Собор новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе Курских святых.
В миру Воскресенский Дмитрий Григорьевич, родился 23 октября 1873 года в с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии в семье священника. Родственник протоиерея Михаила Салохина.
Окончил Курское духовное училище и в 1894 г. — Курскую духовную семинарию.
В 1894—1895 гг. — псаломщик церкви с. Николаевка Путивльского уезда Курской губернии.
В 1895—1897 гг. — надзиратель и учитель чистописания и черчения Старооскольского духовного училища.
6 января 1897 г. рукоположен во иерея еп. Курским и Белгородским Ювеналием (Половцевым) и определен к клиру Спасо-Преображенского собора г. Путивля.
В 1901 г., после смерти жены, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1905 г. со степенью кандидата богословия. Одновременно закончил С. -Петербургский археологический институт.
27 ноября 1904 г. пострижен в монашество с именем Дамиан архиеп. Финляндским Сергием (Страгородским).
В 1904—1905 гг. состоял благочинным академического духовенства и одновременно исполнял обязанности священника храма св. блгв. Александра Невского (Суворовской) при Академии Генерального штаба (вместо свящ. Георгия Шавельского, бывшего на русско-японской войне).
В 1905—1907 гг. — преподаватель гомилетики Смоленской духовной семинарии, в 1907—1908 гг. — смотритель Старооскольского духовного училища, в 1908—1911 гг. — на той же должности в Обоянском духовном училище.
28 июля 1911 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии.
12 мая 1918 г. хиротонисан во епископа Переславского, викария Владимирской епархии. Пребывал в Переславль-Залесском Даниловом Троицком мужском монастыре, исполняя там обязанности настоятеля.
24 сентября 1920 г. Владимирским губернским ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». Рекомендовано «применить самый суровый карательный режим и обязательные принудительные работы в стенах тюрьмы...» 4 июля 1921 г. предписанием ВЦИК бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы.
13 января 1922 г. был досрочно освобожден по амнистии. Вернулся в Переславль-Залесский Данилов монастырь, выразил протест в связи с изъятием церковных ценностей из монастыря.
В июне того же года еп. Дамиан вслед за Владимирским митр. Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По словам еп. Дамиана, он «шел за Сергием в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему» [1], соглашаясь с ограничениями, поставленными митр. Сергием условием своего признания ВЦУ. Обращенные к нему распоряжения ВЦУ по церковно-адм. вопросам еп. Дамиан игнорировал, не скрывал своего мнения, что с программой «Живой церкви» православное сознание мириться не может. В церквах Переславля-Залесского и Александрова продолжалось поминовение во время богослужений имени патриарха Тихона, что вызывало доносы местных священников-обновленцев.
5 декабря 1922 г. еп. Дамиан был арестован Владимирским отделом ГПУ по обвинению в «будировании масс на религиозной почве, сторонник Тихона, ярый реакционный элемент». Виновным себя не признал. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона». 23 февраля 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам приговорен к 2 годам ссылки, которую отбывал в пос. Теджен (ныне город в Туркмении). После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский.
12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
В ноябре 1925 г. назначен временно управляющим Владимирской епархией.
22 декабря 1925 г. участвовал в собрании архиереев в Московском Донском монастыре во главе со Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митр. Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей патриаршего местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола. 23 января 1926 г. он посетил в Нижнем Новгороде митр. Сергия, который ознакомил его с завещательным распоряжением местоблюстителя Крутицкого митр. Петра (Полянского) о передаче своих полномочий в случае ареста митр. Сергию. В связи с этим еп. Дамиан призвал членов ВВЦС признать митр. Сергия канонически законным временно исполняющим обязанности местоблюстителя, чтобы предотвратить раскол среди иерархов Церкви. Однако руководители ВВЦС не отказались от своих претензий на высшую церковную власть, в связи с чем 29 янв. митр. Сергий запретил в служении архиереев, вошедших в состав ВВЦС, в т. ч. и епископа Дамиана Убедившись в раскольнических действиях архиеп. Григория, 2 февраля еп. Дамиан покинул ВВЦС, призвав других последовать его примеру. Принеся покаяние, он был вновь принят в лоно РПЦ. В дальнейшем Дамиан прямо называл «григорианцев», как и обновленцев, раскольничьим движением, поддерживаемым властями для разрушения единства Церкви.
В 1926—1927 гг. временно управлял Владимирской епархией.
В 1927 г. возведен в сан архиепископа.
С мая 1927 г. — архиепископ Полтавский и Переяславский и временно управляющий Днепропетровской епархией.
25 апреля 1928 г. перемещен на Курскую кафедру. По словам архиеп. Дамиана, причиной этого перемещения стали его разногласия с др. украинскими архиереями на состоявшемся в Киеве собрании епископов по вопросу о поминовении имени патриаршего местоблюстителя митр.
Петра и возникавших в связи с этим вопросах об автономии Украинской Церкви.
В 1929 г. призывался на летнюю сессию Св. Синода.
С 1930 г. в связи с проведением коллективизации в епархии усилились репрессии против духовенства. В сельских благочиниях органами ОГПУ систематически арестовывались все благочинные, назначаемые архиеп. Дамианом. В связи с этим он отказался от новых назначений и предложил сельскому духовенству обращаться непосредственно к архиерею. Ежедневно владыка принимал у себя в среднем около 10 священнослужителей и мирян, разбирал их жалобы о притеснениях со стороны властей. Оказывал материальную помощь ссыльному духовенству.
9 февраля 1930 г. был на короткое время арестован по делу «Плетневской контрреволюционной монархической организации церковников».
Вновь арестован 26 июля 1932 г. в связи с волной антиколхозных выступлений в Центральночернозёмной обл. РСФСР. Находился в областной тюрьме в Воронеже. Вместе с Орловским еп. Николаем (Могилёвским), большой группой священнослужителей, монахов и мирян проходил по делу т. н. «Контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви»», был объявлен ее «руководителем». На следствии не скрывал своих убеждений, обоснованно указывал, что «преследование духовенства является органической частью деятельности Соввласти».
26 декабря 1932 г. Коллегией ОГПУ СССР приговорен к расстрелу, замененному 10 годами ИТЛ. В том же году отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, командировка Фильтон. Осенью 1937 г. НКВД принял директиву об уничтожении узников, остававшихся на Соловецких островах. Архиеп. Дамиан был доставлен в пос. Медвежья Гора вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап). Приговорен к расстрелу Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской обл.
Расстрелян 3 ноября 1937 года в лесном урочище Сандормох, ныне г. Медвежьегорск, Карелия.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Тропарь, глас 4:
От юности Христа возлюбил оси, святителю Дамиане, к тебе, яко скорому молитвеннику и помощнику, милостиво припадаем и усердно молим: защити землю Российскую и спаси души наша.
Кондак, глас 3:
Святительскую благодатию облекся еси, Церковь святую, яко Невесту Христову, страданьями доблесне укреплял еси. Моли о нас Христа Бога, святителю Дамиане. Величаем тя, святителю отче Дамиане, и чтим святые страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.