Собор святых Эстонской земли
Ноябрь 30th 2010 -
Память: 18 ноября /1 декабря
Это празднование установлено в 2002 году. В Собор входят святые Русской Православной Церкви, которые были прославлены в эстонской земле, и все те, чей жизненный путь связан с нею — местом рождения, служения, или особым попечительством, как, например, в житии святого праведного Иоанна Кронштадтского, который сыграл важнейшую роль в становлении эстонского Православия, помог строительству храма в Петербурге для православных эстонцев, и был попечителем Пюхтицкого Успенского монастыря.
Кроме святого праведного Иоанна Кронштадтского к собору святых земли Эстонской причислены святой благоверный князь Александр Невский, священномученик Исидор Юрьевский, преподобные Иона и Васса Псково-Печерские, преподобный Серапион Псковский Спасо-Елеазаровский, преподобномученик Корнилий Псково-Печерский, святитель Арсений (Мацеевич) митрополит Ростовский. В Соборе много Новомучеников: священномученик Иоанн Кочуров, священномученики Ивангородские Димитрий Чистосердов и Александр Волков, священномученик Сергий Флоринский, священномученики Платон (Кульбуш) епископ Ревельский, Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, святитель Агафангел (Преображенский) исповедник, митрополит Ярославский, священномученики Николай Симо и Карп Эльб.
Написание иконы «Собор Святых Земли Эстонской» приурочено ко дню празднования Всех Святых Эстонской земли. Икона написана на буковой доске с поволокой и левкасом. Доска выполнена в мастерской собора святого благоверного князя Александра Невского. Размер иконы 99 х 67 см. Живопись осуществлена в технике яичной темперы на основе натуральных пигментов. Для изображения фона и полей иконы использовано обогащенное сусальное золото в 23 карата. Композиция иконы задумана как традиционный собор святых, но с особенностями, обусловленными содержанием данной иконы.
В верхней части иконы на золотом фоне главенствует образ Пресвятой Богородицы в тот самый благодатный момент сошествия Богородицы с небес на эстонскую землю на Пюхтицкой горе.
Уникальность этого иконографического образа Богородицы в непривычном для зрителя фронтальном развороте связана с тем, что единственный подлинник, выполненный мастерами иконописи в начале прошлого века, находится в домовом иконостасе Митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия. Эта икона была подарена Митрополиту настоятельницей Пюхтицкого монастыря игуменьей Варварой.
С глубокой нежностью, любовью и материнской заботой Пресвятая Богородица взирает с Пюхтицкой горы на прекрасные просторы земли эстонской, где идет многотрудное строительство Храма Небесного.
Диаметрально-линейное построение композиции иконы позволяет направить взор Пресвятой Богородицы в самые отдаленные уголки иконы.
Вторым центром иконы является фигура самого почитаемого в эстонском Православии святого мученика Исидора Юрьевского в окружении последовавших за ним в полынью эмайыгеваской иордани прихожан.
Внутренний овальный контур средника иконы, где изображен святой Исидор Юрьевский, повторяется во внешнем контуре композиции иконы, по линии которого располагаются: святой благоверный князь Александр Невский – воин и защитник Веры Православной от иноверцев, святой праведник Иоанн Кронштадтский на фоне храма, в освящении которого он принял активное участие, святой праведник Серапион Спасо-Елеазаровский, трудившийся на ниве созидания Храма Небесного в Эстонии XV века: во втором ряду справа располагаются фигуры святого мученика и исповедника Агафангела и святого мученика Иоанна Кочурова; далее ниже – фигуры священномучеников: Димитрия Чистосердова, Александра Волкова, Михаила Блейве, Николая Бежаницкого, Платона – епископа Ревельского, представленные на иконе в их прославленном стоянии перед Господом во Царствии Небесном за их мученическую кончину в разные годы нашего времени, начиная с 1917 года по 1937 год.
Следуя описанию расположения святых, по кругу часовой стрелки, назовем фигуры священномученика Арсения – Митрополита Ростовского, чьи святые останки покоятся под стенами храма святого Николая Мир Ликийских, что по улице Вене, закончившего свою жизнь в XVII веке в ревельских казематах, куда он был брошен по злому наущению со стороны недоброжелателей. Выше, на фоне Успенского собора Пюхтицкого монастыря располагаются фигуры основателей Псково-Печерского монастыря: святые преподобные Васса и Иона, а также преподобномученик Корнилий Псково-Печерский.
Как бы зритель ни переводил свой взгляд от фигуры одного святого к последующему, его взгляд постоянно возвращается к самой главной фигуре иконы – к образу Пресвятой Богородицы, стоящей на Пюхтицкой горе, в окружении главных Православных святынь Эстонской земли: Пюхтицкого храма Успения Пресвятой Богородицы и Собора Святого Благоверного князя Александра Невского.
Внизу по центру нижнего ряда святых располагается третий храм, олицетворяющий собой все другие православные храмы эстонской земли, малые и большие, являющиеся единым целым с двумя верхними храмами иконы. Этот храм – есть собирательный образ Церкви Христовой, символ Царствия Небесного. На фоне этого храма располагается икона «Престол уготованный» – «Этимасия», символизирующий незримое присутствие Бога. Престол прообразует и Тайную вечерю, и Гроб Христа, и его Воскресение, и второе пришествие в день Страшного суда; крест, трость, копие и гвозди – искупительные страдания Христа. Престол с изображением Евангелия и голубя, рядом с крестом и орудиями страстей символически представляют Святую Троицу.
Символика малой иконы указывает на причастность к мученическому подвигу многих изображенных на основной иконе святых.
Композиционный круг замыкается на фигуре Пресвятой Богородицы, и наш взгляд падает на центральный овал средника иконы, где изображен святой мученик Исидор Юрьевский. Слева от фигуры святого, нарушая ось симметрии, выступает вперед, как бы приближаясь к нам более всех стоящих сзади святого Исидора Юрьевского – маленькая фигурка мальчика в белой крестильной рубахе. Церковное предание, основанное на достоверном историческом факте, рассказывает об отроке, бросившемся вслед за матерью в полынью, несмотря на желание иноверцев оставить ребенка в живых, чтобы в дальнейшем обратить его в свою веру. Этот ребенок символизирует преемственность Церкви Христовой в поколениях, чистоту детской веры в Царствие Небесное.
Стилистика иконы отступает от традиционных иконописных памятников XVI века, несущих в себе более условный метод изображения различных элементов иконы. Протяженность временного периода подвигов новомучеников невелика, если ее соотнести с двухтысячелетней историей Христианства. Еще свежи воспоминания современников о жизни и подвиге святых мучеников. Само название иконы, посвященной святым земли эстонской, такой реальной и конкретной, имеющей свои ландшафтные особенности, характерные именно для местного пейзажа: песчаные дюны, густые леса, наполненные дичью и пышной растительностью, заставляют изменить традиционный иконописный метод изображения в более реалистическую сторону.
Автор иконы выражает большую признательность за помощь в работе над иконой Его Высокопреосвященству, Митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию, как главному соавтору иконы и духовному наставнику, а также Таллинским священникам: Сергию Иванникову, Павлу Попову, Олегу Вроне и Фоме Хирвоя за замечания по композиции иконы и духовные наставления. Особая благодарность Сергею Васильевичу Иванову, депутату Государственного Собрания Эстонской Республики, за финансовую поддержку сложного проекта, работа над которым продолжалась около года.