Равноапостольный Мефодий Моравский
Апрель 18th 2016 -
Дни памяти: 6/19 апреля; 11/24 мая; 27 июля/9 августа (Собор Болгарских просветителей); 10/23 октября – Собор Волынских святых
Мефодий Моравский (в миру Михаи́л; 815—885, Велеград, Моравия) — один из создателей, вместе с младшим братом Кириллом (Константином Философом) славянской письменности (конец IX века).
Родился в первую треть IX века в Солуни (тогдашнее название города Салоники) в семье дворянина, командира полка византийского войска.
Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп.
Проповедовал среди славян Чехии и Моравии. Стоял во главе коллектива, переводившего Библию на славянский язык. Язык, на который Мефодий переводил Священное писание, исследователи называют древнеболгарским. Алфавит, которым пользовались Мефодий и его ученики — глаголица, первый славянский алфавит.
В 881 году Мефодий по приглашению императора Василия I Македонянина приехал в Константинополь. Там он провёл три года, после чего вместе с учениками вернулся в Моравию. С помощью трёх учеников он перевёл на славянский язык Ветхий Завет и святоотеческие книги.
Чувствуя приближение смерти, больной Мефодий торопился окончить перевод ко дню самого почитаемого славянами Болгарии православного святого — Дмитрия Солунского, который по юлианскому календарю приходится на 26 октября. С учетом разницы между григорианским и юлианским календарями дата важнейшего исторического события — окончания работы над первой славянской книгой — приходится на 30 октября 884 года.
После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания.
Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.
В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына.
Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград. Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).
Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет.
Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.
После смерти Мефодия его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, некоторые перебрались в Болгарию и Хорватию. В 885 году, в год смерти Мефодия, Папа римский запретил славянское богослужение.
В Болгарии и впоследствии в Хорватии, Сербии и Киевской Руси славянская азбука, созданная братьями, получила распространение. В некоторых регионах Хорватии до середины XX века литургия латинского обряда служилась на славянском языке.
Поскольку богослужебные книги писались на глаголице этот обряд получил название глаголического.