Пророк Аввакум
Декабрь 14th 2015 -
По удалении Халдеев, Аввакум возвратился в землю свою, оплакал бедствие ее и вместе с уцелевшими из народа стал заниматься земледелием. В молитве к Богу за народ свой ожидал он возвращения плененных из Вавилона.
Однажды во время жатвы пророк Аввакум сварил похлёбку, накрошил в него хлеба и отправился в поле, чтобы накормить обедом жнецов. По дороге он встретил Ангела Господня, который сказал ему: «Отнеси этот обед в Вавилон к Даниилу, в ров львиный.» В это время, действительно, пророк Даниил, живший при дворе царя Вавилонского, по ненависти нечестивых вавилонян, был ввергнут в львиный ров. Но Аввакум, не зная города Вавилона, отвечал Ангелу: «Господи! Вавилона я никогда не видал и рва львиного не знаю.» Тогда Ангел Господеньсилою своего духа мгновенно перенес Аввакума в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. И воззвал Аввакум: «Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе.» И сказал Даниил: «Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя». Таким образом, гонимый пророк утолил голод пищей, которая предназначалась для жнецов. А Ангел Господень мгновенно возвратил Аввакума на то место, откуда его взял. Этим чудом Бог открыл Аввакуму, что иудейский народ возвратится из плена Вавилонского.
Но сам Аввакум не дожил до того. Он умер в старости и был с честью погребен на собственном поле.
Мощи святого пророка Аввакума были обретены в царствование императора Феодосия II Младшего (408-450).
Книга пророка Аввакума
Пророк Аввакум оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 3-х глав. Его богодухновенная книга уникальна тем, что в ней записан откровенный разговор между искренне верующим человеком и Богом. Это не монолог (как это было у других ветхозаветных пророков), но диалог.
Книга Аввакума состоит из двух частей:
Первая часть книги — 1-я и 2-я глава, представляют собой диалог между Аввакумом и Богом. Пророк размышляет о причине страданий и зла и вопрошает Бога о насилии и несправедливости и задает Господу вопрос о причинах Его безучастности (Авв. 1:2). Бог отвечает, что орудием наказания будут халдеи, которые опустошат Иудею и будут судьёй народу Божьему (Авв. 1:5). Халдеи представлены как народ могущественный, но нечестивый. Особенно указывается на то, что они поклоняются своей силе (Авв. 1:11), которая на самом деле является даром Бога, а не их достижением. Такой выбор судьи шокирует пророка, зачем нужно нашествие нечестивых, которые не знают Бога. Всё-таки израильтяне немного праведнее халдеев (Авв. 1:13).
Пророк с трепетом и нетерпением ожидает ответа (Авв. 2:1). Бог отвечает: «праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4). Такой ответ не объясняет причин решения Бога, а даёт универсальное правило жизни людей верующих в Бога.
Вторая часть второй главы представляет собой пророчество об участи надменных, жестоких и нечестивых поработителей. Оно исходит от Бога и имеет достаточно язвительный характер. Основное содержание: Бог управляет человеческой историей, идолопоклонство является тяжким грехом.
Вторая часть книги — 3-я глава, представляющая собой псалом восхваления Бога. Псалом — пример истинной радости в Боге, это псалом абсолютной веры в Бога (Авв. 3:17-18).
В завершающем книгу псалме рисуется грозное Богоявление, описанное как очистительная буря, сметающая зло с лица земли. Надеждой на эту бурю праведник спасается от отчаяния, живет верой в небесную правду, за которой — рано или поздно — останется последнее слово. Если прежде знаком милости Божьей ветхозаветный человек считал земное благоденствие, то пророк Аввакум поднимается на новую ступень духовного сознания. Жизнь для него не в этих знаках, а в Самом Господе, Которому он доверяет безраздельно. Вера и любовь поглощают все, преображая дух человека. Пусть, говорит пророк, лозы не дают плодов, пусть засохли маслины и исчезли стада, Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.
Это сказано еще до того, как была открыта тайна воскресения и вечной жизни. Поэтому несокрушимая вера Аввакума приобретает характер героического самоотречения ради любви к Господу.