Пророк Захария Серповидец
Февраль 20th 2014 -
Память 8 / 21 февраля.
Имя Захария в переводе с еврейского языка означает – память Господня, или тот, о ком помнит Иегова. Родившись во время вавилонского плена, он пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению народа.
Святой пророк Захария, один из 12-ти малых пророков,принадлежал к роду коэнов, и был главой одного из отчих домов. Сын Варахии и внук Адды или Аддо (Зах. 1, 1, 7).
Дед пророка Захарии – Аддо, возвратился вместе с Зоровавелем из вавилонского плена и в книге Неемии называется главою священнической фамилии (Неем. 12, 16).
Подобно Иеремии (Иер. 1:1) и Иезекиилю (Иез. 1:3), пророк Захария тоже принадлежал к священническому роду. Св. Кирилл Александрийский прямо называет Захарию «происходившим от священнической крови, то есть из колена Левиина» (с. 2). большинство новейших толкователей полагают, что в Неем. 12:4-16 под Иддо и Захарией разумеются те же самые лица, что и Езд. 5:1 и Езд. 6:14 Отсюда вывод: пророк Захария принадлежал к священническому роду, — следовательно, и сам был священником. Кроме того, Захария был главой своего священнического рода, каковое звание он унаследовал от своего деда Иддо при первосвященнике Иоакиме, сыне Иисуса (Неем 12, 10, 12, 16).
Своё пророческое служение Захария начал отправлять немногим позже Аггея (во второй же год царствования Дария Гистаспа, только два месяца спустя), когда первосвященником был Иисус; при Иисусе Иддо, дед пророка, был еще главою своего рода (Неем. 12, 4, 7, 12, 16), следовательно, Захария пророческое служение начал ранее священнического (то есть в качестве главы рода).
Есть некоторое основание предполагать, что и пророческое достоинство было в роде Захарии как бы наследственным. Василий Великий, в толковании Ис. 1:1, замечает; «для чего присовокуплено пророком имя отца? Чтобы показать, что пророческое дарование у него есть отеческое наследие». А Кирилл Александрийский, читая в Зах. 1:1,7: вместо τον προφήτην — του προφήτου, прямо называет пророком Иддо, который был, по общепринятому мнению, дедом Захарии. По мнению Баумгартесса и следующего за ним Келера, пророческая деятельность Захарии относится преимущественно к первому периоду его жизни, а священническая — к позднейшему (cit. S. 9); хотя этим не отрицается, конечно, возможность совмещения обязанностей того и другого рода, что видим на примере Иеремии.
Первое записанное пророчество Захарии относится, ко второму году Дария Гистаспа. Но на основании Езд. 5, 1-2 можно полагать, что он выступил на пророческое служение ранее этого времени; так как переселенцы из Вавилона, именно вследствие пророческих увещаний Аггея и Захарии, приступили к возобновлению храмовой постройки. Но это свидетельство кн. Ездры подтверждается фактически только по отношению к Аггею — первою главою его книги; пророческие увещания Захарии соответствующего содержания остались, следовательно, не записанными. Последнее из пророчеств Захарии, имеющих определенное указание времени, относится к девятому месяцу четвертого года Дария (7, 1).
Пророчества глав 9-14, таким образом, должны быть отнесены к позднейшему времени; для точного определения всего периода пророческого служения Захарии не представляется возможности, за неимением надежных данных. Можно только утверждать, что это служение Захарии совпадает со временем первоначального устроения иудейской общины, по возвращении из Вавилона, и временем воссоздания храма, или, как выражаются западные учёные, — временем реставрации. Сравнительно с пророческою деятельностью Аггея, служение пророка Захарии было продолжительнее, если судить по указаниям книг того и другого пророка.
В книгах Священного Писания не находим точных и подробных сведений об обстоятельствах жизни и деятельности пророка Захарии. Из книги его имени, а также из книг Ездры и Неемии, мы можем с достаточною ясностью определить только личность пророка и время его жизни и деятельности. Мы можем утверждать, что Захария был современником пророка Аггея, Зоровавеля и первосвященника Иисуса; пережив последнего, он был при сыне его Иоакиме главою своего священнического рода. Начало пророческой деятельности Захарии по данным Писания определяется достаточно точно; о конце же её, равно как о времени смерти пророка и месте его погребения, мы не имеем в Писании совершенно никаких указаний.
Святой Захария был призван Богом на пророческую деятельность еще в юношеском возрасте, в царствование царя Персидского Дария Гистаспа (Зах. 1, 1; 2, 4), когда первосвященником был Иисус. Следовательно, Захария был современником пророка Аггея, и начал свою пророческую деятельность только двумя месяцами позднее пророка Аггея (Зах. 1, 1).
Пророчество святого пророка Захарии Серповидца [1] отличается обилием мессианских пророчеств – ни у одного пророка не встречаем такого множества подробностей о последних днях жизни нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, как у пророка Захарии.
Книга пророка Захарии может быть разделена по своему содержанию на две части: в первой (главы 1-6) находятся видения, во второй (главы 7-14) – речи. Всех видений восемь, большая часть их объясняется пророку ангелом Божиим. Цель их – уверить народ еврейский в покровительстве Божием.
В первом видении Бог открывает, что благоденствующие народы – угнетатели евреев, будут поражены Его гневом, а Иерусалим будет восстановлен и города Иуды возвеличатся (Зах. 1; 7-17).
Второе видение разъясняет какова будет участь язычников (Зах. 1, 18-21).
В третьем видении Господь открывает, что после сокрушения притеснителей иудеев, мешавших постройке города и храма, Иерусалим снова будет заселен и Сам Господь будет ему огненною стеною (Зax. 2, 1-13).
Четвертое видение показывает, что грехи народа уже не будут препятствовать поселению Господа нa Сионе, потому что они будут прощены. Пророк видит первосвященника Иисуса в запятнанных одеждах – символ греховной нечистоты, причем его обвинял сатана, а Бог оправдывает его, – и с первосвященника, представителя народа, снимается запятнанная одежда и заменяется чистою, чем предоказывалось на будущее великое дело милости Божией – изглаждение грехов всей земли в один день Отраслею-Мессиею (Зах. гл. 3).
В пятом видении пророку показан золотой светильник (символ Церкви) с семью лампадами, наполняемый маслом от двух стоящих по сторонам его маслин. Это означало, что Сам Бог бодрствует над храмом и народом, а две маслины – Зоровавель и первосвященник Иисус – орудия Его промысла (Зах. гл. 4).
Но народ еврейский недолго будет пользоваться милостями Божиими, о которых говорят предыдущие пять видений – он снова развратится и опять понесет наказание. Эта мысль раскрывается в шестом видении свитка с проклятием воров и клятвопреступников (Зах. 5, 1-4).
В седьмом видении показана ефа [2] с сидящей в ней женщиной [3], унесенная двумя другими в Сеннар, или Вавилон (Зах. 5, 5-10). Нечестивая женщина – народ еврейский, ефа – мера неправд, вызвавших проклятие.
Не останутся без наказания и язычники, как показывает восьмое видение четырех колесниц с запряженными в них разношерстными конями – символ ангелов Господних, которые объедут всю землю для суда над врагами Божиими. По уничтожении языческого мира наступит царство Мессии, что пророк изображает следующим символическим действием: он надевает на голову первосвященника Иисуса два венца – из золота и серебра – символ первосвященнического и царского достоинства грядущего Мессии, вместе с предсказанием, что придет Отрасль-Мессия и созиждет храм и будет первосвященником. Когда это сбудется, то и отдаленные народы придут строить храм Богу Израилеву (Зах. гл. 6).
Во второй части (главы 7-14) содержатся речи пророка Захарии.
В первой речи пророк учит, что с постами должно соединять дела правды и любви к ближним, тогда посты обратятся в дни торжества и на Израиле почиет благословение Божие и радость спасения, имеющего объять и язычников (Зах. гл. 7-8).
Во второй речи пророк предсказывает о гибели враждебных Израилю народов, а Иерусалим будет находиться под особым покровительством Божиим и к нему не пройдет уже более никакой притеснитель.
Затем пророк приглашает народ иудейский радоваться, ибо к нему грядет Царь, праведный и кроткий. Он водворит на земле праведность и спасет народ Свой, уничтожит высокомерие и самонадеянность людей. Свое царство Он откроет, въехав в Свою столицу на ослице и молодом ослёнке [4] (3ах. 9, 9) [5]. Царство Мессии – царство мира, из Иудеи распространится по всей земле. Царь будет привлекать в него не силою, но кровавою жертвою, которую Он принесет за всех людей для примирения их с Богом. Но, несмотря на заботы о них Пастыря, иудеи не исправились и предали Его за 30 сребреников. Эти сребреники Пастырь бросил для горшечника в дом Господень (Зах. 11, 12-13). Когда был отвергнут добрый Пастырь, стадо впало в руки наемников (Зах. гл. 9-11).
В последней речи пророк возвещает, что все народы мира восстанут на Иерусалим, но Сам Господь защитит его, на народ же еврейский Господь изольет дух благодати и умиления, и иудеи воззрят на Того, Которого пронзили и будут плакать о Нем, как о Единородном Сыне. Из Иерусалима потекут живые воды, он станет средоточием нового царства, в котором будут обитать только праведники – ничего нечистого не будет более в нем (Зах. гл. 12-14) [6].
Святой пророк Захария Серповидец оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 14 глав. Цель написания книги – намерение автора ободрить строителей храма и весь народ в трудную для него пору восстановления общины после плена, рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности освобожденных из плена сынов преступного народа и о непосредственной близости мессианских времен. Для достижения этих целей, пророк изображает будущее царство Мессии и вообще славную судьбу народа Божия, как имеющее осуществиться после долгой борьбы с язычеством, после неоднократных падений самого избранного народа, показать действия Промысла, ведущие избранный народ к предназначенной ему цели.
Книга пророчеств пророка Захарии, как уже было отмечено, отличается особенною ясностью предсказаний о последних днях земной жизни Спасителя – о входе Иисуса Христа в Иерусалим на ослице и ослёнке (Зах. 9,9), о предании Его за 30 сребреников и окончательном употреблении этих денег (Зах. 11, 11-13), о прободении ребра Спасителя (Зах. 12, 10), о рассеянии апостолов из Гефсиманского, сада (Зах. 13, 7), о затмении солнца во время крестных страданий Спасителя (Зах. 14, 6-7).
Некоторые места из книги пророка Захарии читаются во время вечерни как паримии. Так, гл. 9, 9-14 – читается в неделю Ваий; 11, 10-13 – в Великую Пятницу; 8, 7-17; 19-23 – в пяток Сырной Недели; 14, 4; 8-11 – в Вознесение Господне.
Захария дожил до глубокой старости и был погребен рядом с прор. Аггеем. Исидор, еп. Гиспальский, пользовался данными о Захарии свт. Епифания, составители Мартиролога Узуарда и Малого Римского Мартиролога (IX в.) — данными еп. Исидора. В Малом Римском Мартирологе сообщается, что «пророк Захария погребен в Палестине рядом с пророком Аггеем» (у Узуарда: «лежит погребенный»). Мартирологи Флора, Адона и Малый Римский называют его просто «Захарией пророком». По Синаксарю К-польской ц., память пророка празднуется 8 февр. и 16 мая, согласно зап. традиции — 6 сент. (Mariani. 1970. Col. 1451).
В «Церковной истории» Созомена рассказано об обретении мощей Захарии близ Элевтерополя Палестинского при византийском императоре Феодосии II Младшем (408-450) (Sozom. Hist. eccl. IX 17).
По преданию, на склоне Елеонской горы на участке Карм-эль-Хараб, приобретенном архимандритом Антонином (Капустиным), находятся гробницы пророков Аггея, Захарии и Малахии из числа 12 «малых» пророков, которые датируются совр. археологами I-V вв. по Р. Х...
Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Захарии память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.
Кондак, глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Захарие славне.
Величание
Величаем тя, пророче Божий Захарие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Примечания:
1. Так называется пророк Захария на основании одного, бывшего ему откровения, в котором он видел свиток, летящий по воздуху, изогнутый наподобие огромного серпа (Зах. 5, 1-2).
2. Мера жидкости.
3. Образ нечестия.
4. Кротких животных, служащих символом мира.
5. Этот торжественный въезд Спасителя, эти ликования Сынов и дщерей Сиона, во время торжественного въезда Мессии в Иерусалим на ослице и молодом ослёнке, приводят в волнение первосвященников и фарисеев, они совещаются между собою, как погубить Его. Но то, что они будут говорить на этом совещании, записано уже за много лет перед тем в книге Премудрости Соломона (см. Прем. 2, 12-20).
6. Когда святою царицею Еленою был обретен Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, а потом и гвозди, коими Он был пригвожден ко Кресту, то по возвращении царицы Елены из Иерусалима в Византию, царь Константин вковал один гвоздь в свой шлем, а другой приковал к удилам в уздечке своего коня, во исполнение прореченного пророком Захариею (Зах. 14, 20): «В день он будет еже во узде коня, свято Господу Вседержителю».