Преподобный Савва Новый Афонский, Калимносский
Апрель 6th 2016 -
Память: Память 25 марта/07 апреля и в пятое воскресение Великого Поста.
Святой Савва родился в 1862 году в Гераклице, в Восточной Фракии, и был единственным ребенком Константина и Смарагды, благочестивых людей, которые были очень бедны. При крещении ему было присвоено имя Василий.
Будучи маленьким мальчиком, он имел призвание к монашеской жизни и тайно, незаметно для родителей, уехал на гору Афон в возрасте двенадцати лет, где он вошел в скит Святой Анны . Наряду с монашескими обязанностями здесь он изучал иконографию и византийскую музыку .
Позже он отправился в Иерусалим, чтобы совершить паломничество к святым местам. Он прибыл в 1887 году и поступил в монастырь св. Георгия Хозева и прожил там семнадцать лет отшельником в пустынных и крутых скалах. Прослужив какое-то время послушником , он был пострижен в монаха и получил имя Саввас .
В 1890 году он присоединился к братству игумена Каллиника (из Алатсаты в Малой Азии), а в 1902 году был рукоположен в сан диакона . В 1903 году, через год, он был рукоположен в сан архиепископа Никодемоса из Диокесарии . Он провел почти 10 лет в пустыне у Иордана, где вел суровый образ жизни и занимался молитвами и иконописью. Его жилище состояло из двух камер, до которых он достиг, поднявшись по веревочной лестнице. Эта изоляция была необходима для успешной внутренней концентрации и мысленной молитвы, и в этом он достиг большого духовного прогресса. Из-за нарушений, вызванных набегами арабов на Святую Землю, и по состоянию здоровья святой Саввас был вынужден уехать. Он вернулся на родину — Грецию, где искал тихое место для продолжения монашеской борьбы. Первоначально его привлекал остров Патмос , где он некоторое время жил в отшельничестве Гравы, а затем в монастыре Святого Иоанна .
Позже он три года путешествовал по Греции в поисках подходящего места для проживания. Он посетил Афон, а затем монастырь Phaneromenis, затем Саламина и , наконец , остров Идра , но в 1919 году он был приглашен остаться на острове Эгина, по Санкт — Нектария , чтобы служить священником в монастыре Святого Троицы, и пробыл в этом монастыре шесть лет (с 1919 по 1925). Там он обучал монахинь священному искусству иконописи и византийской музыки. Этот период был одним из самых значительных событий в его биографии из-за его дружбы со святым Нектарием; который в то время находился на пике своего духовного развития. Святой Савва имел возможность исповедоваться и получить совет от святого, и они оба очень уважали друг друга и считали друг друга святыми. Они были духовными братьями и лучшими друзьями.
Святой Савва был священнослужителем, совершившим отпевание преподобного Нектария, а также написал первую икону святителя.
Однажды святой Савва попросил настоятельницу не позволять никому беспокоить его в течение сорока дней, в течение которых он оставался в своей келье, в которой монахини могли слышать постоянный разговор (между живым святым и почившим святым). Через 40 дней он вышел из келлии с иконой святого. Он передал его игуменице и попросил ее поместить в храме для поклонения. Настоятельница была удивлена тем, что Нектарий прежде не был прославлен («канонизирован») как святой, и боялась, что монастырь попадет в беду. Хотя Саввас всегда был кротким и смиренным, он настоял на своем и повелительно сказал ей: «Вы должны проявить послушание. Возьмите икону и поместите ее на подставку для икон и не исследуйте волю Бога». Он знал святость и чистоту святого Нектария.
В течение сорока дней, которые он провел запертым в комнате, где находилась гробница святого Нектария, монахини могли слышать два голоса, которые разговаривали, и считали, что второй голос принадлежал недавно ушедшему святому Нектарию, поэтому живые и мертвые вели дискуссии.
Вскоре после кончины преподобного Нектария количество паломников в обитель быстро увеличивалось в связи с растущей репутацией святителя как чудотворца. Это сильно нарушило спокойную жизнь, которую любил святой Савва, и при поддержке влиятельного богатого калимнианца Герасима Зервоса он уехал в 1925 году и отправился на остров Калимнос.
Там он провел последние годы своей жизни в качестве священника и духовного отца в монастыре Всех Святых . Как духовник , он сочетал снисходительность с суровостью. Он был снисходителен к одним грехам и суров к другим. Для него богохульство против Бога и его святых было одним из величайших грехов.
Он оставался горячим духовным борцом до конца жизни и практиковал крайние формы самоограничения в отношении еды, питья и сна. Святой Савва стал ярким примером добродетели для всех, кто соприкасался с ним. Многие почувствовали в его присутствии небесный аромат, а некоторые даже видели, как он поднимался над землей, когда стоял в молитве.
Ближе к концу жизни святитель Савва пребывал в состоянии сильной молитвы и святого раскаяния. Три дня он никого не принимал и дал последний совет: просил любви и послушания во Христе.
Когда он был на грани смерти, делая свой последний вздох, он внезапно обрел силу, сложил свои благословенные маленькие ручки вместе и хлопал ими в ладоши, повторяя свои последние святые слова: «Господь! Господь! Господь», — затем он произнес Гимн Благовещения, который монахини сочли странным, так как это не было Благовещение по новому грегорианскому календарю, но только позже монахини поняли, что в этот момент те, кто следовал старому юлианскому календарю, праздновали праздник Благовещения. Таким образом, он умер 7 апреля 1947 года (который был 25 марта для старостильной -накануне праздника в Благовещении .
После закрытия глаза, одна из монахинь видели душу святого восходящий в золотом облаке к небу.
Спустя 10 лет, когда могила святого была открыта, из могилы исходил небесный аромат, который покрыл весь остров Калимнос, это явление стали свидетелями многих, в том числе местного епископа, который с тревогой и поначалу отказывался дать разрешение монахиням на эксгумацию его мощи (когда через три года после его смерти святой Савва чудесным образом явился монахиням, приказав им эксгумировать его, так как его голова промокла, когда он был похоронен с головой у основания водохранилища-стерны на греческом языке) и только после нескольких лет мучений и снов тогдашний епископ Исидорос поверил и позволил эксгумировать свои мощи, обнаружив все свое тело нетленным и неповрежденным, за исключением небольшого участка черепа, где участок его кожи испортился из-за того, что на него протекала вода — как сказал святой монахиням!) Это было свидетельством святости святого. С тех пор святому Савве Новому Калимносскому приписывают многочисленные чудеса и исцеления.