Преподобный Паисий Хиландарский
Июль 1st 2012 -
Память 19 июня/ 2 июля и в Соборе Болгарских святых
Паисий Хиландарский (1722 — 1798), преподобный, писатель и деятель болгарского Возрождения, автор сочинения «История славенобългарская о народах и царех и святых българских, и о всех деяниях българских», с появления которого начинается болгарское национальное движение.
Паисий Хиландарский родился в 1722 году в Банско в благочестивой болгарской семье. Один брат преподобного — Лаврентий был игуменом Хиландарского монастыря, а другой был известен как щедрый благотворитель православных храмов и монастырей, а сам преподобный Паисий проходил послушание в Рыльском монастыре.
В 1745 году, в возрасте 23 лет, святой Паисий перешел к брату в Хиландарский монастырь на Афоне, где принял монашеский постриг. На Святой Горе подвижник возрастал духовно, глубоко изучил Священное Писание и был удостоен священного сана. Исполнял должность проигумена.
Пребывание в Хиландаре сербского историка Раича в 1758 году и его историографические труды побудили молодого Паисия предпринять нечто подобное и для его родного народа, чтобы замолкли насмешки сербских и греческих монахов над отсутствием у болгар истории. В течение двух лет он собирал материалы на Афоне и в Болгарии, путешествовал с той же целью по «Немской земле», т.е., вероятно, по Банату.
Главным, хотя не удовлетворявшим его источником было сочинение Мавро Орбини «Regno degli Slavi» (Pesaro, 1601) в русском переводе (1722), наряду с ним «Церковная история» Барония (рус. пер., 1716) и греческие легенды; кроме того, Паисию Хиландарскому были известны немногочисленные болгарские документы и жития святых.
После этой предварительной работы Паисий Хиландарский начал писать свою «Историю славяноболгарскую» в Хиландаре, но окончил ее в 1762 году уже в Зографском монастыре, куда был вынужден удалиться и где нашел новые материалы.
«История» Паисия призывалала к пробуждению национального самосознания болгар, к восстановлнию церковной самостоятельности, к освобождению от османского ига. Его труд учил любви к отечеству и родному языку, рассказывал о существовании болгарской государственности и культуры до турецкого завоевания.
О позднейшей жизни Паисия Хиландарского известно только то, что он путешествовал по Болгарии и давал там переписывать свою книгу.
Скончался 3 июля 1798 в Самокове.
Книга Паисия Хиландарского усердно переписывалась болгарами в XIX веке, пока, наконец, Христаки Павлович не издал ее в Пеште в 1844 году, хотя и в значительно измененной форме, под заглавием «Царственник, или История Болгарская, която учи, от гда са Болгаре произошли и т.д.» (ни имя Паисия Хиландарского, ни имя издателя не указаны в книге). Паисиева «История» сыграла большую роль в пробуждении и укреплении самосознания болгарского народа.
По случаю 200-летия составления «Истории славяно-болгарской,» 26 июня 1962 года Священный Синод Болгарской Православной Церкви под председательством патриарха Кирилла и при участии всех митрополитов, воздавая должное заслугам святого Паисия перед Церковью и родиной, постановил чтить Паисия Хилендарского и Болгарского в лике преподобных и определил совершать празднование памяти его 19 июня, «когда, по всеправославному месяцеслову, празднуется память преподобного Паисия Великого».
Имя святого Паисия получил государственный университет в Пловдиве и многие институты и школы в других городах и селах Болгарии, что свидетельствует о глубоком почитании подвижника болгарским народом.