Преподобный Иова (в схиме Иисуса) Анзерский
Март 18th 2014 -
Память его празднуется 6 /19 марта в день преставления, 29 мая/11 июня
Преподобный Иов, в схиме Иисус, Анзерский родился в Москве в 1635 году и во Святом Крещении был назван Иоанном. Вероятнее всего, происходил он из духовного звания, был воспитан в добрых нравах и получил хорошее воспитание. По достижении зрелого возраста благочестивый Иоанн был поставлен священником одной из московских приходских церквей и проходил своё служение с таким вниманием и любовью, что имя его скоро сделалось известным по Москве. Истинное утешение он находил в совершении литургии, которую служил с таким вниманием, благоговением и воодушевлением, что все невольно молились усерднее обыкновенного.
«С первых же шагов своей пастырской деятельности он обнаружил невольно свои высокие свойства»: старался сам ежедневно совершать Божественную Литургию, если же не имел к тому возможности, то становился на клирос в качестве певчего. Большую часть времени о.Иоанн посвящал молитве. Дома он выполнял все монашеские правила, но принять постриг не торопился, решив сделать это лишь по воле Божий.
Видео: 19 марта, память Прп.Иова (в схиме Иисуса) Анзерского
Свое церковное служение начал пастырем в одном из приходских храмов. Он жил строго, по-монашески, в посте и постоянной молитве: «Помилуй мя, Господи!» Любовь его к людям была удивительной, он всегда искал случая сделать ближнему добро, помогал нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих. Духовно слабых — подкреплял, заблудших — мудро вразумлял и наставлял. Если сам нечаянно кого-нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил прощения.
Слава о добром пастыре дошла до царя Петра I, преподобный был призван ко двору и избран духовником царя и царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, преподобный старался быть еще полезней бедствующим.
Посещая заключенных, он через Слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных подкреплял в терпении, должникам помогал расплачиваться за их долги.
Путь в Соловки для о. Иоанна был радостным: наконец-то порваны последние связи с миром, и можно без остатка отдать себя исключительно на служение Господу. Приближаясь к Соловецкой обители старец сладостно воспевал слова псаломские : «се удалихся, бегая» мира и «водворихся в пустыни, чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури».
В Соловецком монастыре отец Иоанн был пострижен в монахи с именем Иова. В обители он нес послушания в кухне, а затем- при монастырской трапезе. «Постом, ночным бдением, покорностью и смиренным послушанием он изумлял всю братию. Так что вскоре окружавшие его стали подражать новому необычайному послушнику». «Всех вообще, а особенно новоначальных иноков, о. Иов поучал смиренному послушанию Богу и начальству. Без чего, говорил, нет спасения, послушание- первая из всех добродетелей». По ночам преп. Иов обходил кельи братии и если же замечал праздные разговоры, стучал в дверь и уходил опечаленный, а наутро призывал нерадивого инока и обличал наедине.
С годами прп. Иоанн посвятил себя богомыслию, не прекращая благотворении через доверенных лиц. В 1701 г., по ложному доносу царю, он был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с наречением ему имени Иов. После многих испытаний старец был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келье.
Узнав, что преподобный был оклеветан, царь хотел вернуть духовника, но тот отказался и удалился в 1702 г. — для большего безмолвия — в Анзерский скит Святой Троицы, где по смерти его строителя Елеазара (память его 13 янв.) был назначен его настоятелем.
В трудах и подвигах христианских о.Иоанн достиг преклонных лет. Ему было 60 лет, когда, по воле Господа, в его судьбе произошла очередная перемена – будучи сосланным в Соловки он принял постриг.
В 1710 г. преподобный принял схиму с именем Иисуса, «в память Иисуса Навина, вождя Израильского». Святому Иисусу Бог открыл время приближавшейся кончины: задолго до смерти святой известил братию, что умрет он в воскресный день до восхода солнца. Преподобный Иов почил о Господе в основанном им Голгофо-Распятском скиту 6 (19) марта 1720 г. Ему было 85 лет.
В 1710 г. старец принял великую схиму с именем Иисус. Вскоре Сама Богоматерь Божия, в явлении ему во сне вместе с прп. основателем скита Елеазаром, определила дальнейший путь схииеромонаха Иисуса. По словам Пречистой, на горе, отныне называемой второй Голгофой, будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. В 1714 г. вместе с учениками, схимонахом Матфеем и иноком Макарием, преподобный основал Голгофо-Распятский скит.
Престарелый строитель скита сам участвовал во всех работах, а в келье занимался еще рукоделием, выручку от которого делил на три части: на нужды церковные, на нужды братии и на милостыню нищим. За богоугодную жизнь святой схииеромонах был удостоен откровений. Так, сама Богородица назвала ему место, где рыть колодец на горе, а Господь открыл ему время его кончины.
Преставился преподобный, как и предсказывал, в воскресный день — в Неделю Православия — утром, до восхода солнца, 6 марта 1720 г. В предсмертные минуты келья его озарилась необыкновенным светом и разлилось благоухание, и слышна была псаломная песнь.
Причислен к лику преподобных Русской православной церкви для общецерковного почитания на Архиерейском соборе в 2000 году. Имя его включено в Собор Соловецких святых.
После постройки в 1828 году в Голгофо-Распятской обители каменного храма в честь Распятия Господня мощи Иова почивали под спудом в приделе в честь Успения Богородицы. 11 июня 2000 года мощи были обретены и помещены в храме Воскресения Христова Анзерского скита.
Показавый образ добродетелей, весь страха Божия и Духа Свята исполнен бысть, Преподобне отче Иове, безмолвия истинный рачитель явился еси, страстем Господним покланяяся, имже и обитель воздвигл еси во отоце Анзерстем. Пустынножителей наставниче, моли Христа Бога спастися душам нашим
Любовь Христову в сердце стяжа, еяже ради многи скорби претерпевый, пристанище обрел еси в морстем отоце, Преподобнаго Елеазара заветов верный преемник явился еси, покровом Божия Матере осеняемый: достоблаженне отче Иове, поминай нас, чтущих святую память твою.