Преподобный Иоанн Хозевит
Октябрь 15th 2014 -
Память 3/16 октября; 28 октября/10 ноября
Преподобный Иоанн Хозевит был родом из города Фив, что в Египте. В монашество он был пострижен своим дедом вместе с которым подвизался в Фиваидской пустыне.
С юности жил в монофизитской среде и разделял антихалкидонитские убеждения. Однако во время паломничества в Иерусалим, когда Иоанн Хозевит решил поклониться Св. Животворящему Кресту, некая сила воспрепятствовала ему в этом, а во сне он услышал голос, возвестивший, что те, кто не являются чадами православной Церкви, недостойны поклоняться Честному Кресту. По возвращении из Святой земли он поселился в тесной пещере, где провел долгое время, питаясь кореньями и травами. Был известен среди местных подвижников, которые направляли к нему бесноватых, и Иоанн Хозевит изгонял из страждущих нечистых духов. Слава о нем распространилась настолько, что его принудили стать епископом Кесарии Палестинской, однако спустя некоторое время он оставил кафедру и удалился в пустыню, где пребывал до конца жизни. Провел много лет в обители Хозива, находившейся между Иерусалимом и Иерихоном в ущелье Вади-Кельт. Однако точные годы пребывания Иоанна Хозевита в Хозиве установить трудно.
Однажды изгнанный из отрока бес задумал отомстить святому. Бес принял человеческое обличье и припал к ногам Иоанна Хозевита, проходящего краем ущелья, якобы испрашивая благословение. Когда Иоанн Хозевит собрался благословить его, тот за ноги скинул подвижника в пропасть, но Иоанн Хозевит остался невредимым. Бес наслал на ИоаннХозевита разбойника, который, избив святого, сжег его келью. Некая женщина, подстрекаемая бесом, встретив Иоанна Хозевита, умоляла его освятить ее жилище. Но как только святой внял ее просьбе, она заперла двери и попыталась соблазнить Иоанна Хозевита. Тот, не поддавшись искушению, покинул ее дом.
Чтобы избежать возможных искушений, Иоанн Хозевит. решил постоянно оставаться на одном месте, для чего связал себя веревкой по рукам и ногам. Однажды он услышал о некоем подвижнике Маркиане и очень захотел повидать его, но не мог нарушить свой обет. Тогда Маркиан был перенесен к Иоанну Хозевиту ангелом, а после того как старцы побеседовали, таким же чудесным образом возвращен обратно. Иоанн Хозевит совершил множество других чудес, об одном из которых рассказывается в «Церковной истории» Евагрия Схоластика: Иоанн Хозевит исцелил жену патриция Аркесилая (подробнее см. в ст. Зосима, прп. Финикийский) (Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 7).
Когда же Бог восхотел прославить Своего угодника, то явил сие следующим образом. В тех местах жил великий постник, по имени Анания. Однажды к нему приведен был сын одного человека, мучимый нечистым духом. Анания не принял его, но с великим смирением сказал, чтобы пошли внутрь страны и поискали бы там Иоанна Египтянина, который может исцелить отрока. Когда посланные нашли Иоанна, они объявили ему, зачем пришли. Сначала Иоанн отказывался, но, после долгой мольбы, согласился изгнать нечистого духа и помолился Богу. Обратившись затем к бесу, он сказал:
– Именем Иисуса Христа, – не я, но Анания повелевает тебе, нечистый дух, выйти из отрока сего.
По слову святого нечистый дух вышел из отрока, и сей последний стал здоров и всем объявил о совершенном над ним славном чуде. Затем святой Иоанн должен был, против воли, принять епископство в Кесарии, но, будучи не в силах принимать почести и желая проводить иноческую жизнь, оставил Кесарию и вновь удалился в пустыню, где и пробыл до конца своей жизни.
Святой терпеливо переносил всё сие и только говорил про себя:
– О Всевышний Господи! благодарю Тебя, если сие угодно Тебе.
Святой Иоанн изгонял из многих людей бесов, исцелял от лютых болезней, изводил молитвою водные источники, сводил с неба дождь и много других чудес совершил силою Божиею.
Скончался Иоанн Хозевит в глубокой старости.
Иоанн Хозевит упомянут в «Луге духовном» Иоанна Мосха, где рассказывается, что некий брат из обители Хозива, посланный за хлебами для литургии, на обратном пути в обитель прочел над ними евхаристическую молитву, которую хорошо знал. Когда пресв. Иоанн Хозевит совершал литургию, он не заметил схождения Св. Духа на Дары, как всегда замечал это раньше, и опечалился, думая, что чем-то прогневал Бога. Во время усердной покаянной молитвы ему явился ангел и объяснил, что Дары уже были освящены др. братом (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 25).
На основании хронологии Жития прп. Саввы Освященного, написанного Кириллом Скифопольским, где Иоанн Хозевит неоднократно фигурирует в качестве известного подвижника, можно сделать вывод, что он участвовал в Иерусалимском Соборе 518 г., являясь к тому времени епископом. Ввиду церковно-политической ситуации, сложившейся на тот момент, Иоанн Хозевит был, вероятно, противником евтихиан. С. Вайе, исследователь Жития Иоанна Хозевита, даже предполагает, что он мог быть автором некоего полемического сочинения против Севира, патриарха Антиохийского, главы евтихиан, однако это предположение не подкреплено доказательствами. Иоанн Хозевит оставил епископскую кафедру ранее 536 г., т. к. на актах Иерусалимского Собора этого года стоит подпись Илии, еп. Кесарии Палестинской (Fedalto. Hierarchia. T. 2. Col. 1014). В Житии прп. Саввы, которое Кирилл Скифопольский писал в 557 г., об Иоанне Хозевите говорится: «...во святых...», что, возможно, означает, что Иоанн Хозевит к этому времени скончался.
С. Вайе уделяет особое внимание причинам, по которым Иоанн Хозевит оставил епископскую кафедру. Дело в том, что еп. Кесарийский Илия упомянут в письме (520) буд. имп. Юстиниана I св. Гормизду, папе Римскому, написанном в связи с преодолением последствий акакианской схизмы, во время которой многие иерархи были изгнаны со своих кафедр. В письме отмечается, что восстановление на кафедре Илии хотя формально и справедливо, но на практике довольно затруднительно, поскольку его преемник (Иоанн Хозевит?) хорошо зарекомендовал себя (Coll. Avel. N 106 // CSEL. T. 35. P. 655-656). Вайе предполагает, что Иоанн Хозевит добровольно покинул кафедру, уступив ее предыдущему епископу, дабы не вызывать церковных нестроений.