Преподобный Иоанн Психаит
Июнь 7th 2011 -
Память 26 мая\ 8 июня
Иоанн Психаит, византийский монах, жил в конце VIII — начале IX века, исповедник периода иконоборчества. Согласно Житию, родиной святого была небольшая деревня в феме Вукелларии на севере М. Азии. Его отца звали Лев, он был иереем, при этом зарабатывал на жизнь строительством церквей и часовен. Впоследствии семья поселилась в одной из деревень Никомидийской епархии.
Кроме Иоанна Психаита в семье были сыновья Феодор и Филипп и дочь Евфросиния. Отец воспитывал детей в любви к Богу, занимался их обучением, преподавал им Свящ. Писание.
Когда дети выросли, он заговорил с ними о браке, но они предпочли вместе с родителями вести монашескую жизнь. Некий муж Антоний из лавры прп. Антония Великого научил их правилам монашеской жизни.
Отец семейства вскоре понял, что женщинам тяжело вести такой же образ жизни, как и мужчинам, и тогда он отправил их в некий монастырь, а сам вместе с 3 сыновьями направился в Константинополь. Они пришли в монастырь Пресв. Богородицы в Пиги и были встречены настоятелем по имени Георгий, приняли постриг и подвизались в этом монастыре. Вскоре отец Иоанна Психаита и младший брат Филипп отошли ко Господу; Иоанн Психаит был рукоположен св. Тарасием, патриархом Константинопольским, во диакона, а Феодор — во иерея.
Иоанн Психаит всегда отличался кротостью, приветливостью с братией, обладал даром смирения и красноречия. Святой отец наш Иоанн, с юных лет возлюбив Христа, по характеру своему стал подобен святым пророкам Илии и Иоанну.
Видя достоинства Иоанна Психаита, игумен назначил его экономом монастыря, а затем рукоположил во пресвитера.
Святой отец наш Иоанн, с юных лет возлюбив Христа, по характеру своему стал подобен святым пророкам Илии и Иоанну.
Через некоторое время некий патрикий Михаил оставил мирскую жизнь, стал монахом и все свое состояние потратил на строительство монастыря (Пресв. Богородицы «тон Психа». Информация об этом монастыре содержится только в Житии Иоанна Психаита, по косвенным сведениям можно судить о его местоположении: он находился за городскими стенами, на европейском берегу Босфора). Он обратился к правившей тогда св. имп. Ирине (797-802) с просьбой прислать в его монастырь Иоанна Психаита и его брата Феодора. Феодор был поставлен игуменом монастыря, а Иоанн Психаит- экономом, так же как и в монастыре в Пиги. Однажды Иоанн Психаит, отправившийся в путь по делам монастыря, был чудесным образом спасен от гибели.
Когда Феодора поставили епископом, управление монастырем принял на себя Иоанн Психаит, который и до этого много заботился о монастыре и разумно управлял им. Став игуменом, Иоанн Психаит первым делом занялся восстановлением построек обители, разрушенных из-за нашествия варваров (речь идет об осаде Константинополя булгарским ханом Крумом в 813).
Когда начались гонения на иконопочитателей при имп. Льве V Армянине (813-820), Иоанн Психаит отказался от общения с иконоборческим патриархом Феодотом и призывал братию сохранять твердость в вере; кто-то из его монастыря донес1 на него, Иоанн Психаит был арестован епархом и предстал перед судом.
Его стойкости не сломили ни уговоры, ни пытки (избиение кнутом). Тогда его заключили в темницу, а затем отправили в ссылку. Через некоторое время он снова предстал перед судом, на этот раз самого имп. Льва. Однако вновь он остался неколебим в вере, за что разгневанный император приказал содержать его в еще более тяжелых условиях, чем прежде, и лишить его пищи и питья.
Вскоре святой вновь был отправлен в ссылку, где и провел несколько лет до тех пор, пока не умер имп. Лев V (дек. 820).
После освобождения он отправился в Херсонес и обосновался там вместе с др. монахами (упоминание этого города дает нам сведения о месте последней ссылки Иоанна Психаита- Крыме). Вскоре после этого он сподобился за свои подвиги особой милости от Господа: однажды во время совместной молитвы с братьями из его уст вышел огонь и поднялся в небо; после этого Иоанн Психаит получил дар исцеления и изгнания нечистых духов.
К Иоанну Психаиту стали приходить люди из всех близлежащих областей. Но он захотел вернуться в Константинополь, чтобы избежать суеты от большого стечения людей. Призвав своего ученика Парфения, он отправился в путь. Людям же обещал вернуться, чтобы они пропустили его и позволили уйти. Большая толпа вышла из города провожать святого.
Иоанн Психаит и Парфений прибыли в столицу, где Иоанн Психаит поклонился всем святыням, а затем направился в свой монастырь. Вскоре после возвращения он сильно заболел и предсказал ученику точный день своей кончины. Он призвал всю братию монастыря и наставлял их, пока не предал дух в руки Господа. Сразу же над его телом стали совершаться чудеса исцеления. Вероятнее всего, кончина святого наступила во время правления имп. Михаила II Травла, т. е. ок. 820-829 гг.
Примечание:
1 Особенно жестоким гонителем на иконы был греческий император Константин Копроним (743-775 г.), намеревавшийся торжественно, с соблюдением законности, уничтожить иконопочитание, как ересь, для чего в 754 г. созвал собор и назвал его Вселенским. Так же жестоко преследовал иконопочитание и император Лев Армянин (813-820 г.) — Он издал указ, которым запрещал монахам проповедовать об иконопочитании, и на этом указе должны были подписаться все монахи. Вероятно под императором, гонителем на иконы, здесь разумеется последний император.