Преподобный Иоанн Калоктен, епископ Фиванский, экзарх Беотийский
Май 11th 2013 -
Память 29 апреля / 12 мая (Греч.)
Родился в благочестивой и знатной константинопольской семье. Его родители, Константин и Мария, воспитали отрока в благочестии и для подготовки к придворной службе вверили его попечению великого доместика, в годы правления Мануила I Комнина в середине XII века.
С юности ревностно почитал Пресвятую Богородицу, ибо именно Ей молились его родители о рождении ребенка. Однажды, когда он читал акафист, Царица Небесная явилась ему и ответила на его приветствие «Радуйся!» словами: «Радуйся и ты, Фив покровитель!»
Затем будущий святитель поступил в монастырь, где принял монашеский постриг и священнический сан.
Спустя годы его избрали митрополитом Фивским. В это время Фивы находились в упадке после разорения войском сицилийского кор. Рожера II (1147). Деятельность Иоанна Калоктена носила прежде всего социальный характер. Взойдя на митрополичий престол, сразу же принялся за восстановление собора, в котором хранилась чудотворная икона, по преданию, написанная святым апостолом Лукой. Вскоре в храме стало возможно служить с подобающим великолепием. Проповеди святого епископа и его милосердие быстро возвратили к вере христиан, оставшихся без пастыря, На свои деньги он построил храмы, общественные здания, благотворительные учреждения (больницу, богадельню, странноприимный дом и др.), школы (в т. ч. для девиц), городской водопровод и мост через р. Асоп, за что был прозван Новым Иоанном Милостивым. Он изменил русло р. Исмин для устройства водяных мельниц и орошения полей, способствовал развитию ремесел и торговли. По словам Жития, без Иоанна Калоктена не только города, «но и деревни не стояло бы на месте древних развалин». В Фивах, являвшихся центром производства шелковых тканей, мн. мастерские принадлежали иудеям. Под влиянием Иоанна Калоктена часть иудеев приняли св. Крещение, а остальные стали милосерднее относиться к работникам-христианам.
Благодаря его попечению о ремесле прядения шелка и изготовления шелковых тканей, которому был нанесен урон во время норманнского вторжения, оно обрело второе дыхание и Фивы вновь вступили в пору процветания. Митрополит также приложил много усилий, чтобы наладить в городе водоснабжение, восстанавливая запущенные водяные мельницы и акведуки, и заботился о соблюдении чистоты. Святой построил дом призрения для стариков, приют для нищих, больницы и другие благотворительные учреждения. Лично наблюдал за ходом работ и следил, чтобы во всех заведениях был должный порядок. Кроме того, он построил в городе женский монастырь, который занимался воспитанием девушек, готовя их или к монашеской жизни, или к обязанностям матери семейства, способной передать детям сокровища веры.
Процветающий центр византийской шелковой промышленности и резиденция губернатора Темы Эллады , город пострадал после норманнского разграбления в 1147 году, когда ткачей шелка увезли в южную Италию. Все пять суфражистских епископств метрополии — Канала, Заратова, Кайсторион, Трихия и Платана — остались вакантными, что привело к тревожному снижению религиозных настроений местного населения. Поэтому в 1169 году Калоктен назначил епископов на эти кафедры, чем вызвал недовольство императора Мануила I Комнена (r. 1143–1180), поскольку Калоктен пренебрегал информированием патриархального синода. Синод сначала объявил назначения Калоктенеса неканоническими, но стойкость и страстная защита Калоктенеса необходимости его действий в конечном итоге были вознаграждены, поскольку синод смягчился и подтвердил его назначения
Будучи Фивским митрополитом, принимал участие в работе Синода в 1166 и 1170 годах в Константинополе. Стал считаться покровителем Фив еще при жизни. За благотворительность и милосердие стал известен как «Новый милостивый».
Исполнив свой долг, митрополит почил в мире между 1182 и 1193 годами, вверив свою Церковь покровительству Пресвятой Богородицы.
В знак признательности фиванские христиане воздвигли в центре города храм во имя святителя, где и положили его чудотворные честные мощи.
Память этого святого, отсутствующая в Синаксарях, сохранилась в одном Патмосском Минологии (BHG 2300). В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. На начало XXI века память о святом сохранялась в названиях инфраструктуры города Фив и его окрестностей