Преподобный Антоний (Медведев), архимандрит, наместник Троице-Сергиевой Лавры
Октябрь 15th 2014 -
Память 12/25 мая; 3/16 октября; в Соборе Радонежских святых
Родился 6 октября 1792 года в селе Лыскове, Макарьевского уезда Нижегородской губернии в семье вольноотпущенного крестьянина, служившего поваром у кн. Е. А. Грузинского в с. Лыскове. Отец умер, когда Андрею было 4 года, в семье осталось четверо детей. Мать дала мальчику христианское воспитание, он обучился грамоте и стал учеником аптекаря при больнице в Лыскове, впоследствии кн. Грузинский поручил ему заведование больницей. Обладая прекрасным голосом, Андрей пел в церковном хоре. В 1812 г., из-за недостатка врачей прикомандированный к Нижегородскому ополчению, А. Г. Медведев получил официальное разрешение на врачебную практику.
Но не к этому роду занятий лежала душа впечатлительного Медведева, узнавшего о подвигах иноков и посетившего некоторые места, где почивают мощи св. угодников Божиих. Однажды он совершал паломническую поездку в Муром и Владимир, во время которой впервые посетил Арзамас, где в Алексеевской общине познакомился с подвижницей обители блаженной Еленой Афанафьвной Дертьевой. Блаженная стала насмехаться над его модной прической, фраком и всем костюмом и сказала, что ему очень к лицу были бы длинные волосы и широкое черное платье. Спустя много лет, когда он принял постриг, отрастил длинные волосы и надел черные монашеские ризы, объяснились загадочные пророческие слова блаженной.
Окончательное решение об уходе из мира Андрей Медведев принял под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской женской общины игуменьи Олимпиады (Стригалёвой).
По указанию явившегося ему во сне прп. Андрея Критского, его небесного покровителя, 27 июля 1818 г. А. Г. Медведев стал послушником в Саровской пустыни.
В 1817 году отправился в Саровскую пустынь, но принят был туда только 27-го июля 1818 года, когда пришел уже во второй раз. Здесь Андрей приучался к монашеской жизни, пел на клиросе и был чтецом. В Сарове он пробыл полтора года, но не мог пользоваться наставлениями преподобного Серафима Саровского, который был тогда в затворе, и чтобы иметь возможность чаще общаться со своей духовной наставницей игуменьей Олимпиадой, вернулся в Арзамас и поступил в Высокогорскую пустынь. 27 июня 1822 году принял монашество с наречением в честь преподобного Антония Киево-Печерского. 20 июля епископом Нижегородским Моисеем был рукоположен во иеродиакона, а 22 июля того же года — во иеромонаха. Игуменья Олимпиада оставалась духовной наставницей Антония до своей кончины в 1828 году.
В 1824 года Антоний путешествовал на богомолье в Киев. Путешествие это, встреча с разными лицами, опытными в духовной жизни, знакомство с разными порядками монастырской жизни для наблюдательного инока имели большое значение, расширив круг его воззрений и обогатив его многими сведениями.
9-го июля 1826 года Антоний назначен строителем Высокогорской пустыни и присутствующим духовного правления в Арзамасе. Под управлением нового строителя Высокогорская пустынь стала быстро улучшаться. Церкви обновились, установилось благолепное служение, число братии увеличилось и воздвиглись новые корпуса для помещения иноков; настоятель своим служением и даром слова привлекал в обитель из окрестностей многих посетителей. При вступлении Антония в должность строителя пустыни в ней было 20 человек братии, при переходе его в Троице-Сергиеву Лавру — 90. Антоний неоднократно ездил в Саров для беседы со старцами, особенно с преподобным Серафимом. Около 1830 года Антония начали смущать помыслы о скором приближении смерти. Он хотел оставить настоятельство, чтобы провести остаток дней в заботе о своей душе, но предварительно поехал в Саров посоветоваться со старцем Серафимом. Преподобный Серафим Саровский рассеял мысли о скорой смерти, а потом предсказал ему новую большую деятельность: «Тебе Господь вверяет Лавру обширную…»
23 феврале 1831 года скончался наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий (Фёдоров). За 2 месяца до его кончины преподобный Серафим предсказал назначение Антония следующим Лаврским наместником, и, действительно, 26 февраля митрополит Московский святитель Филарет предложил Антонию принять это служение.
10 марта 1831 года Антоний прибыл в Москву, 15 марта был возведен в сан архимандрита в церкви преподобного Сергия Радонежского на Троицком Сухаревском подворье в Москве и 19 марта приехал в Троице-Сергиеву Лавру.
При Антонии в Лавре был основан Гефсиманский мужской скит (освящен 28 сентября 1844 года), из «холодных» храмов стали отапливаемыми Троицкий собор, Никоновская, Духовская, Смоленская церкви, была построена Варваринская церковь и капитально отремонтирована крепостная стена. В 1832 году из братских келий в Донском (Варваринском) корпусе была организована странноприимная мужская больница, за стенами Лавры — женская больница и богадельня.
В 1838 году на месте сгоревшей гостиницы был создан дом призрения, где разместились богадельня, больница и домовая церковь. В Угловой (Пятницкой) башне организовано училище и приют для сирот на 100 человек, которые жили и учились на полном содержании монастыря, еще 100 учеников приходили учиться и обедать; организовано питание для странников.
В 1861 году училище и приют были переведены в дом призрения, мальчики-сироты обучались ремеслам, из способных к пению был организован хор. Архимандрит Антоний устроил в Лавре иконописную мастерскую, школу иконописания (1839), литографическую мастерскую (1844).
Исключительное внимание наместник уделял заключенным в сергиево-посадской пересыльной тюрьме. В 1871—1873 годах по проекту архитектора И. А. Малышева, штатного служителя Лавры, было построено новое тюремное здание, более половины суммы на строительство пожертвовали духовные дети Антония. На средства Лавры в тюрьме была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», богослужения в которой совершали лаврские монахи. Лавра помогала в обеспечении заключенных продовольствием.
Антоний покровительствовал также частным лицам, назначая из средств, вверенных ему благотворителями, пособия нуждающимся. Архимандрит проявлял большую заботу о духовной жизни иноков. Помня заповедь Серафима Саровского: «Будь не отцом, а матерью братии», — следовал наставлению преподобного: не бранить за порок, но исправлять его. Антоний был духовником многих мирян. Торжественностью совершаемых им богослужений и даром слова он снискал любовь и уважение богомольцев.
После кончины преподобного Серафима Антоний взял на себя заботы о Дивеевской общине. Благодаря совместным трудам Антония и митрополита Филарета в 1841 году было напечатано составленное архимандритом Сергием первое «Житие преподобного Серафима».
В 1872 году Антоний просил у митрополита Московского святителя Иннокентия увольнения от должности по старости, но тот отклонил просьбу.
В 1873 у отца Антония был легкий инсульт, после которого он сильно ослабел и оставался прикованным к постели. Святитель Иннокентий благословил устроить домовую церковь при кельях архимандрита, где он изредка совершал литургию. Управление Лаврой было передано духовному собору. К Антонию обращались за советом лишь в наиболее важных делах.
В 1876 году, после начала войны с Турцией, Антоний при мощах преподобного Сергия Радонежского благословил великого князя Николая Николаевича, командовавшего русскими войсками, а в январе 1877 года, собрав последние силы, приветствовал императора Александра II и августейшую семью.
Антоний скончался, попрощавшись с братией, напутствованный таинствами Елеосвящения и Причащения. Отпевание Антония совершили епископ Иоанн (Митропольский) и епископ Можайский, викарий Московской епархии Игнатий в сослужении более 60 священнослужителей при огромном стечении народа. Согласно последней воле, был погребен в притворе церкви св. Филарета Милостивого рядом со святителем Филаретом (Дроздовым).
Мощи преподобного Антония, святителей Филарета и Иннокентия Московских были обретены в 1994 году.
Почитание архимандрита Антония особо выразилось в обязательном и усердном поминовении его в Троице-Сергиевой Лавре на всех заупокойных ектениях. Преподобный Антоний был прославлен как местночтимый святой 16 октября 1998 года по благословению патриарха Алексия II, который сам возглавил торжество прославления. Ко времени прославления мощи святого Антония были обретены и помещены в Духовском соборе.