Преподобный Александр Вочский, Галичский
Сентябрь 11th 2014 -
Память 30 августа/ 12 сентября и в Соборе Костромских святых
Житие преподобного Александра неизвестно. С точностью нельзя сказать ни времени, ни места рождения преподобного Александра, а также сословия, к которому он принадлежал.
Основанная им Александровская Преображенская пустынь на реке Воче, левого притока реки Костромы, близ города Солигалич (с. Коровново Солигаличского района Костромской области), упоминается под 1533 г., уже после смерти преподобного Александра. Можно предположить, что он родился не ранее середины XIV века, потому что прославляется как «подражатель» в подвигах и даже как «собеседник» преподобного Авраамия Чухломского (+ 1375).
Основным источником сведений о нем является служба, составленная предположительно в XVI в., текст которой в нач. XX в. хранился в церкви с. Коровнова, впосл. был утерян, сейчас известен в цитатах дореволюционных исследователей (И. Я. Сырцова, А. И. Соловьёва).
Юность преподобного в службе воспевается так: «От младых пелен прилепился еси к Богу преподобне, сего ради жизнь сию ни во что же вменив, крест Господень паче вожделев еси носити и вся земная возненавидев». Следствием такой ревности по благочестию было то, что юноша рано оставил «свое отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню.
Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич, где и принял монашество. По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов.
Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровново, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи. В то время здесь был непроходимый лес и на первых порах преподобный подвизался в полном уединении. В службе не раз указывается на суровость его жизни: «Всякое озлобление претерпел еси: мразь и зной, алкание и жажды и на земли ляганиями всячески тело удручив». «Мудрование плоти умертвил еси, чести и имения совлекся еси, ризную лепоту ни во что же вменив, власяная рубища вожделел еси носити и сим показуя глубочайшее смирение». Не год и не два, а «многое время» преподобный оставался в скрытой от людей пустыне. Затем к нему стали приходить новые подвижники, желавшие посвятить свою жизнь Богу под руководством опытного наставника. Для своих сподвижников преподобный Александр был мудрым духовным отцом и примером в иноческих добродетелях. Преподобный Александр не только положил основание обители, но и успел при жизни привести ее в благоустроенное состояние.
Кончина преподобного Александра была как кончина праведника. «Преставился от земных и востек еси на небеса в вышнии Сион и зайде в обитель невечерия». Нигде не упоминается, что преподобный Александр имел священный сан и скончался в схиме. Но за схимнический чин говорит описание его иконописного образа XVIII в. «Образ его в каменной полатке штилистовой; подобием аки Зосима Соловецкий; схима (только) поуже на плечах».
Молва о святости преподобного Александра стала разносится и привлекать к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался «источником неисчерпаемых чудес боготочных» и «кладезем чудес неистощимых».
Сведений о времени канонизации прп. Александра не сохранилось, к концу XVI в. существовало местное почитание, была составлена служба. В царских и Патриарших грамотах XVII в. Александр Вочский всегда упоминается как «святой», «преподобный», «чудотворец». Имя его включено в «Описание о российских святых».
Древние иконы Александра Вочского неизвестны, до нас дошла икона 2-й пол. XVIII в. с изображением Александра Вочского в рост. Церковное почитание Александра Вочского как местночтимого святого прекратилось в 1830-х гг. (причины неизвестны), однако местное население продолжало чтить его память.
Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г. по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского).
В 1764 г. монастырь на р. Воче был упразднен и обращен в приходскую церковь. В нач. XVIII в. над гробницей Александра Вочского существовала каменная часовня, в 1767 г. на ее месте был возведен деревянный Преображенский храм. Этот храм был закрыт в 1930-х гг. и вскоре разрушен, однако покоящиеся под спудом мощи Александра Вочского никогда в советское время не вскрывались.
В настоящее время от монастыря остался только пребывающий в руинах каменный Покровский храм (освящен в 1792), находящийся в нескольких десятках метров от места погребения преподобного.