Житие преподобного Шио Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства
Март 2nd 2011 -
Под утро блаженный Шио увидел в своей пещере необыкновенный свет. Обоняя невыразимое благоухание и почувствовав необыкновенную радость в своей душе, он услышал из пещеры голос, говоривший: «Шио, верный раб Сына Моего!» И св. Шио увидел у входа в пещеру Бесславную Деву Богородицу. С Ней был величественный муж, имевший вид подвижника, а также множество святых небожителей. Над пещерой же видно было бесчисленное множество Небесных Сил, которые пели Трисвятую песнь сладчайшими голосами. Все святые Ангелы были украшены знаками святого креста. От страха и трепета, и от ослепительного света, исходящего от Богоматери, св. Шио пал лицом на землю. Пресвятая Дева подошла к нему и, коснувшись его концом жезла, который Она держала в руках, сказала: «Встань». Св. Шио по приказанию Владычицы мира встал, Пресвятая Богородица подала блаженному Шио часть чего — то белизной подобного снегу, и сказала: «Я — Родительница Христа Бога, Которого ты так возлюбил, стоящий же здесь со Мной — Иоанн Креститель. Мы видели любовь твою к Сыну Моему Иисусу и пришли утешить тебя. Вкуси то, что в руке твоей, и от этого времени питайся тем, что будет тебе подаваться с неба, и более не опасайся борьбы с диаволом, ибо ты получил благодать от Бога. Пустыня эта наполнится богоносными мужами, и будут они подражать твоей жизни и ублажать тебя вовеки». Затем небесное явление кончилось.
Когда после такого дивного явления св. Шио пришел в себя, то ясно увидел, что он под покровительством Божиим и Пречистой Богородицы. Затем, когда он съел полученное из рук Божией Матери, уста его исполнились необыкновенной сладости, и он в восторге сказал: «О Иисусе, Благий и Человеколюбивый, родившийся от Святой Девы! Ты, спасший введенных в соблазн диаволом, и ныне избавляешь от сетей вражиих надеющихся на Тебя и исповедающих воплощение Твое. О, Владыко Господи! Подай мне, рабу Твоему недостойному, силу с терпением пребыть на этом месте и провести остаток дней моих в добродетели христианской. Удостой и меня с прочини помилованными Тобой видеть в блаженной вечности неизреченный свет лица Твоего, молитвами Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных апостолов и молитвами святого отца нашего Иоанна». Молясь так, св. Шио стоял на коленях, орошая землю горячими слезами. После этого он предался еще более строгому посту.
После нескольких дней поста святой подвижник утешен был видимым явлением Промышления Божия о нем. Тот, Кто через ворона питал Илию в пустыне, ежедневно с голубем посылал св. Шио белый и чистый хлеб для подкрепления тела его и повелел скале источать достаточно воды для утоления его жажды.
Преподобный, видя явную милость Божию к себе, от полноты благодарного сердца возносил ко Господу пламенные молитвы и говорил; «О Господи, Боже Славный, Утешение всех! Буди имя Твое благословенно во пеки' Велика милость Твоя на всех нас! Ты по великой Своей благости промышляешь о всех и на меня, недостойного и непотребного раба Твоего, излил великую Свою благость и печешься о мне».
Имея Бога Покровителем, блаженный Шио восходил от силы в силу, Он все более прилагал к подвигам подвиги и в борьбе с невидимыми врагами был силен и непобедим. Он неустрашимо попирал все их коварства и отражал их. Непрестанной молитвой его были слова св. Псалмопевца: Господь Просвещение мое и Спаситель мои, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? (Пс. 26; 1) и пр.
Чрез некоторое время Всевышнему угодно было открыть людям этот сияющий светильник, чтобы они, видя его добрые дела, прославили Отца Небесного.Однажды царедворец и начальник сильной крепости Насдаки5 по имени Евагрий, человек, рожденный от христиан и воспитанный в благочестии, вышел на охоту со своими детьми и рабами. Перейдя реку Куру, он направился в ту сторону, где жил св. Шио. Приближаясь к месту пребывания святого, он остановился, а сопутников своих послал выгонять дичь. Следя за тем, что делали охотники, он, к удивлению своему, заметил голубя, несущего пищу во рту и влетающего в пещеру, Евагрий запомнил это место и, поохотившись довольно, возвратился домой.
На другой день он снова пошел на охоту с теми же людьми и по той же дороге и стал опять на замеченном им месте. Наблюдая за охотниками, он снова увидел того же самого голубя, несущего во рту пищу, который, как и прежде, влетел в пещеру. Евагрий удивился этому и пожелал узнать, что бы это значило. Приблизившись к пещере, он увидел человека, молящегося на коленях с воздетыми к небу руками. Евагрий был поражен и подумал про себя: «Что этот человек делает здесь?» Затем спросил: «Кто ты и откуда. человек Божий?» Святой отшельник ответил ему; «Я странник, хвалю Бога в этой тесной пещере вдали от мирской тревоги. В уединении хочу окончить дни своей жизни, чтоб быть приятным Богу».
Евагрий воспламенился любовью к Господу и с восторгом воскликнул: «Жив Бог, и жива душа твоя, с этого времени я не оставлю тебя и не ворочусь к себе домой!» «Сын мой, — сказал ему святой Шио, — ты не можешь перенести суровости и скудости этой пустыни. Лицо твое показывает, в какой неге воспитан ты, возвратись лучше в дом свой и имей всегда в душе страх Божий, который сохранит тебя от всех бед и скорбей». Евагрий на это ответил ему: «Я готов умереть здесь с тобой, не оставлю тебя, богоносный отец, предпочитаю скудость и суровость этой пустыни суетному, исполненному наслаждений миру».
«Если так, — сказал святой Шио, — то исполни то. что я скажу тебе». «Готов с радостью исполнить все повеления твои» — отвечал Евагрий. Преподобный дал ему жезл свой и сказал: «Ступай, сын мой. домой и, когда дойдешь до реки Куры. то ударь этим жезлом по водам реки, и силою Господа нашего Иисуса Христа вода расступится, и ты пройдешь по дну, как посуху. Когда придешь домой, раздай имение твое, а потом возвратись ко мне сюда. На обратном пути, когда опять подойдешь к реке, то поступи, как прежде. Если увидишь, что вода даст тебе дорогу, то скорее спеши ко мне, — значит, ты избран Богом. Если же жезл мой не будет иметь прежней силы, то возвратись домой и знай, что намерение твое не угодно Богу».
Евагрий, несмотря на все свое нежелание разлучиться с богоносным отцом, покорился повелению его и обещал непременно возвратиться к нему. Но в то же время он думал про себя: «Как бы святой не переменил место жительства и не ушел бы куда-нибудь дальше». Святой Шио, видя послушание и вместе недоверие Евагрия, с клятвой уверил его, что останется на своем месте до возвращения его из дома. Евагрий, получив такое уверение, отправился домой. Дойдя до названной реки, он сделал то, что велел ему святой: ударил жезлом по водам, и, к изумлению его. эта большая река открыла ему дно свое. и он перешел через нее, как по суше.
Прийдя к себе в дом, Енагрий по наставлению святого отца раздал имение свое бедным и с радостью бежал от мира и от родных, как Лот в Сигор, к рабу Божию Шио, не оглядываясь назад ни глазами, ни умом, опасаясь потерять небесное царство вдали от угодника Божия. Евагрий пришел снова к реке, ударил жезлом по ней, река дала ему дорогу, и он снова без труда перешел ее.
Прийдя к святому Шио, Евагрий поклонился ему в ноги и сказал; «Я исполнил повеление твое, и вот я пред тобой, готовый исполнить волю твою». Преподобный ответил ему:
«За послушание твое да укрепит тебя Господь наш Иисус Христос. Да даст Он тебе мужество повергнуть под ноги сильного и лукавого врага нашего спасения. Спасайся, Евагрий, будь бодр, ибо искуситель неутомимо старается сбить нас с путей Господних. Враг расставляет нам повсюду свои сети, берегись, чтоб он не посеял в пшеницу ума твоего вредные плевелы и не возвратил бы тебя снова в мир». И еще многому другому учил святой Шио Евагрия, наставляя его, как бороться с диаволом для своего спасения.
Затем Евагрий пал святому Шио в ноги и просил постричь его в монашество. Отшельник не отказал ему, возложил на его голову руки и сказал: «Вот, сын мой, я возлагаю мои руки на твою голову. Господь же Бог наш невидимо да прострет Свою всесильную десницу на тебя и да благословит тебя». Потом св. Шио надел на него схиму и начал учить и наставлять, как нужно в ангельском образе отречься от себя и последовать Господу Иисусу. Потом преподобный учил Евагрия, когда должно молиться, когда стоять, когда трудиться и когда отдыхать. После долгих наставлений блаженным указал Евагрию особую пещеру близ своей и повелел ему поселиться там и начать свой подвиг борьбы с диаволом.
С этого времени имя святого Шио сделалось известным во всей окрестности. Многие приходили к нему и вступали в его обитель, принимая ангельский образ. Всякий, принимавший монашество, высекал себе особую, отдельную от других пещеру близ пещеры преподобного Евагрия. Святой Шио выходил из своей пещеры к братии только по воскресеньям, и то для наставления их, все же прочее время проводил в уединении в пещере.
Однажды святой Шио увидел одного монаха, который нес воду в кувшине и, упав на землю, разбил кувшин и пролил воду. Потеря эта сильно опечалила монаха: ноша стоила ему больших трудов, ибо он нес воду из далекого места. Глубоко огорченный, он стоял над разбитым сосудом и горько плакал. Святой Шио не мог не сочувствовать скорби брата и, к утешению своему, увидел Ангела, стоящего у скалы и копьем как будто копающего землю для изведения из скалы воды, которая и потекла тотчас6. Святой Шио, обратившись к печальному брату, сказал: «Бог за твои слезы и благочестие на этом месте через Ангела источил воду. Ее достаточно будет для всей братии». Иноков же было тогда двадцать пять, и теперь они уже без труда могли доставать себе воду.
С течением времени братия все более и более умножалась, а между тем иноки не имели церкви для общественного богослужения. Однажды все братья собрались к святому Шио и просили у него позволения построить у себя церковь. Блаженный Шио, услышав просьбу всей братии, встал со своего места, вышел из пещеры и отправился с ними на восток, и взошел на вершину близлежащей горы7.
Здесь он встал на колени со всеми своими учениками и со слезами молился Богу, прося Его, да укажет Он Сам место постройки храма для славословия святого Его имени.
Долго стоял святой на молитве, по окончании которой наконец встал и попросил горячих углей. Угли были принесены. Тогда святой Шио положил их на ладонь левой руки, ознаменовал угли крестным знамением, потом велел всем стоящим инокам поднять к небу руки и петь: «Кириэ элейсон». Пение это продолжалось около часа.
Дым от курящегося ладана подобно столпу поднялся высоко вверх. Потом столп дыма переменил свое направление, пошел с востока на запад, к ущелью, где были пещеры иноков, и опять поднялся в вышину. Видя это, святой Шио поспешил с братией на то место, над которым дым курящегося фимиама поднялся на высоту. Сам, идя впереди, нес в левой руке горячие угли с ладаном, а за ним следовала вся братия. Когда пришли на то место, где дым подобно столпу стоял в воздухе, то поняли, что место это избрал Сам Господь для построения храма во славу имени Своего. У святого Шио два часа курился ладан на руке, затем, покадив братию, он сложил с руки горячие угли.
Потом святой Шио взял кирку и три раза ударил по земле под самым столпом фимиама и сказал: «Слава Тебе, Боже. прославляемый в трех Лицах и в едином существе. Боже Великий! Соверши на этом месте храм славы Твоей». Затем он отошел немного южнее, ударил опять три раза по земле киркой, сказав: «Всесвятая Богородице Марие, рождшая Божие Слово плотию, на этом месте утверди дом величия Твоего». Отойдя также от этого места на юг, ударив киркой над одной пещерой, сказал: «На этом месте да построится храм в честь Иоанна Крестителя».
После этого к святому Шио подошел преподобный Евагрий и сказал: «Да будет воля Господня и твоя, отче! Ибо Дух Святой движет устами твоими, и желание твое исполнит Бог». Столп фимиама стоял три дня неподвижно в воздухе и издавал приятнейшее благоухание, после же трех дней исчез.
Теперь перейдем к повествованию о преподобном Евагрии.
Когда царь Парсман VI и вельможи Карталинские узнали, что Евагрии вступил в иночество, стали скорбеть, так как он был первый после царя и непобедим на войне. Слава о его храбрости гремела далеко за пределами Грузинского царства, и враги не смели при нем нападать на Иверию.
Когда император Юстиниан вел войну в стране Осетии, на границах авазгов, с непокорным народом таскуп, то послал щедрые дары царю Парсману с просьбой помочь ему в усмирении непокорных. Царь, поручив на время управление своим царством Евагрию, сам отправился с огромным войском на войну против таскуп. Победив их и пленив вождей, он представил последних императору.
Когда царь вернулся с войны и узнал о перемене в жизни Евагрия, то, расспросив где он живет, поспешил к нему. Приехав, царь увидел преподобного Евагрия уже в одежде инока. Он стал высказывать свое о нем сожаление, со слезами просил святого возвратиться домой, вернуться снова в мир и не оставлять сирым его отечество. Но преподобный Евагрий сказал на это: «Царь, зачем тревожишь возрожденного Богом? Или ты хочешь, чтобы я, как пес, снова возвратился на свою блевотину? Умоляю тебя, не говори более того, что ты мне сказал».
Затем, взяв царя за руку, Евагрий повел его к св. Шио. Подойдя к пещере святого, Евагрий оставил царя снаружи, а сам вошел и сообщил преподобному о посещении царском. «Чадо, — говорил святой Шио, — я недостоин посещения царя, я прах и пепел, сам выйду навстречу помазаннику Божию». Встав с места, он вышел из пещеры.
Увидев ев. Шио, лицо которого было светлым, как лицо Ангела, царь снял с себя корону и, отвязав пояс свой, подошел к святому Шио и пал ему в ноги. Святой сказал:
«Прости меня, царь! Ты оказываешь неслыханную честь человеку грешному и тем наводишь на меня наказание Божие». Но царь не переставал кланяться и со слезами просил у него благословения. Святой Шио, благословляя царя, сказал: «Бог Авраама, Исаака и Иакова, избравший Давида, раба Своего, и помазавший его на царство избранному народу Своему, исполнивший Соломона великой мудростью, вооруживший раба Своего Константина знамением святого креста, сделавший его победителем врага его Максентия. Он же да благословит и сохранит твое царство невредимо. Да благословит Он руки твои на брань, умножит семя твое, да избавит душу и тело тпос от поругания, да очистит их от всякой скверны, да избавит тебя от всякого искушения и мести вражеской, да покажет Он тебя страшным для врагов и противников твоих и сохранит тебя в твердой вере и любви к Нему. Помни, царь, что Он есть Царь царей и Судия живых и мертвых. Благословенный во веки веков. Аминь». Святой Шио после благословения поднял корону его и возложил ему на голову.
За царем получили также благословение все сопровождавшие его, между которыми был один вельможа, глаз которого был поврежден стрелой. Этот, подходя под благословение, подумал про себя: «С твердой верой коснусь ног святого этого мужа, и глаз мой исцелится». Не медля долго, он так и сделал: коснулся ног святого и стал видеть больным глазом, как здоровым. После этого чуда все прославили Бога.
Войдя в пещеру и осмотрев ее, царь и вельможи дивились необыкновенной жизни преподобного, внимая его поучению о спасении души. Выслушав наставления святого, царь сказал ему: «Отче, скажи, какую услугу могу оказать монастырю твоему?» Святой Шио на это ответил: «Царь, сердце царя в руках Божиих, делай, что хочешь». После этого Парсман подарил монастырю четыре деревни» собственноручно написав тут же грамоту, а Евагрию дал тридцать литр золота на постройку церквей. Затем подарил золотую чашу, дискос и прочую богослужебную утварь, золотой крест, Евангелие, богато украшенное царем Вахтангов Гург Асланом (Горгасали – Б.С.). Он обещал в скором времени прислать художников и велел немедленно приступить к возведению храмов.
Затем, приняв напутственное благословение святого Шио, отправился в город Мцхет. Там царь сообщил обо всем, что видел и слышал от святого Шио, католикосу Макарию. Царь радовался тому, что имел в своем царстве таких святых отцов — учителей народа.
Метки: Иверский патерик