Преподобный Харитон Исповедник
Октябрь 10th 2010 -
Примечание:
1 Ликаонская провинция и вместе ликаонская епархия, в Малой Азии, заключала в себе 18 городов. Икония – главный город Ликаонской епархии. В нем был собор по вопросу о крещении еретиков (Евсевия Цер. Ист. кн. 7, гл. 6-я).
2 Исповедниками в древней церкви назывались христиане, которые не отрекались от веры Христовой, когда их призывали на суд язычников и предавали мучениям, не оканчивавшимся, впрочем смертью. Кроме того, этот титул прилагался и к тем христианам, которые вели в высшей степени добродетельную жизнь, борясь с миром и его соблазнами и этим свидетельствуя о своей преданности Христу Спасителю.
3 Ученик – в смысле последователя, ибо действительным учеником прп. Феклы, современницы Апостолов, прп. Харитон быть не мог: он жил во второй половине III века и в первой половине IV века.
4 Несколько измененный текст из Рим.8:35, где Апостол Павел выражает свою преданность Христу Спасителю.
5 Геенна – то же, что ад.
6 Память св. Феклы первомученицы празднуется 24 сентября.
7 Обитель Фаре или Фарус отстояла к югу от Иерусалима на шесть миллиариев, или на 60 000 шагов.
8 Пострижение – это особый богослужебный чин принятия в иноки, которому дано такое название потому, что в древности пострижение волос было первым внешним знаком посвящения в иноки. Только уже вслед за пострижением посвящаемый облачался в монашеское одеяние.
9 Т.е. речь его была приправлена мудрость, как бы солью, без которой кушанья не вкусны. См. Кол.4:6.
10 Т.е. хорошие обычаи и нравы часто портятся от участия в дурных обществах и праздных разговорах. См. 1Кор.15:33.
11 Т.е. полевые, дикие лилии.
12 Дебрь – долина, низина, покрытая густым лесом, или же пространство, стесненное скалами.
13 Т.е. сколько обыкновенно пешеход проходит в день.
14 Вероятно, в пустыне иудейской.
15 Ангелы, по слову Св. Писания, славословят Бога непрестанно. Пс.21:4.
16 См. притчу о сокровище, сокрытом в поле. Мф.13:44.
17 Фекуя – древний иудейский город, находившийся не далеко от Вифлеема.
18 Спуд – мера сыпучих тел, которою иногда покрывали на ночь светильник, не желая тушить его; под спудом – сокровенно.
19 Здесь, очевидно, разумеются те деревянные башенки, какие палестинские пастухи устраивали для наблюдения за стадами своими, рассеянными по обширному пастбищу.
20 Стоять одесную – значит быть оправданным Богом. Мф.25:33.
21 Т.е. всё принадлежит Богу, всякий кусок земли. Пс.23:1.
22 Мощи – тело умершего христианина вообще, а затем, в особенности, святые останки прославленных угодников Божиих.
23 Около 350 года по Р.Х.
В изложении святителя Димитрия Ростовского
Pages: 1 2