Преподобный Варлаам Керетский, чудотворец Кольский
Ноябрь 18th 2015 -
Тем временем, завершался третий год покаянных странствий Варлаама. Он уже «довольно время потрудился», и поскольку Господь не посылал ему смерти при всех обстоятельствах плавания в «Ледоватом море», захотел Варлаам «извещение приять» от Бога – не прощен ли его грех? Плавая у Святого Носа, где свирепствуют страшные «волны-сувои» и цепляются «корабельные сверлила», Варлаам видел, что его ладья «без вреда пребывала от них», но «восхотел он и прочим человекам путь без вреда сотворити».
Тогда «став на молитву и руки воздев на небо», был он услышан Господом, и «черви те без вести» пропали. Так Варлаам понял, что наступает завершение его трехлетнего покаянного подвига, и что «путь этот сотворил он мореходцам около Святого Носа» чистым навсегда.
Это великое чудо избавления берегов вокруг Святого Носа от «множества червия, иже остовы кораблей вертети навыкших», потрясло современников, и не только восстановило доброе имя «белого попа Василия», но и прославило «чернеца Варлаама», как великого угодника Божьего.
Мореплаватели Севера получили «путь морской строен и благопоспешен, и благополучен», и корабли поморские от того дня «с песней возвращаются, целы и невредимы, тебя, своего заступника воспевающе и Христа величающе».
И поскольку он «прием от Бога» столь ясное извещение о прощении, то вскоре по благословению своего духовника, старца Феодорита захоранивает в родных Керетских пределах свою родную и тяжкую ношу. После чего, приняв монашеский постриг, «преподобный оставляет мир и бывает инок». Чернец Варлаам благословляется на жительство в Печенгский монастырь к преподобному Трифону. «В созидаему святым Трифаном обитель на Печенге, за окияном-морем, устремился он видеть того труды и подвиги».
Однако в это время на Печенге начинаются нестроения принесенные «буйной» братией не желающей «нестяжательных» порядков и аскетической строгости устава. С их приходом для Трифона наступают непростые времена и, даже смертельная опасность: «Лукавые люди тебе спону [препятствие, сопротивление] бесовским советом учинить захотели, или же тебя смерти предать».
Все это увидел Варлаам на Печенге и «пребыв немногое время, пророчески Трифану о составлении [о нынешнем составе] обители прорек»: – «О, Трифане, сподобился еси обитель воздвигнути и братию собрать, но будут люди и села зде зло неукратимы, яко дикие звери, твоей ярости и острожелчию [гневливости] подобящиеся».
Эта «неукротимость» пришедшей на Печенгу братии, ее «ярость и гневливость», по слову Варлаама есть наказание Трифону от Господа, тяжкий крест в воспоминание и искупление им своих неукротимых страстей и страшных грехов разбойной юности. Именно потому, они так ведут себя «яко дикие звери», потому так страшно «неукротимы», что «твоей [Трифон], ярости и острожелчию уподобляются».
Варлаам не желает более оставаться здесь, на Печенге: «оставляеши Трифаново селение и возвращаешися паки к Керети – все тому [то есть, Трифону] изрек». Но и Трифон, «преподобный отец, взяв с собою некоторых от братий, отыдоша во страны Великого Нова града».
Таким образом на «Варламовой ладье» оба великих подвижника Кольского Севера совершили славное морское плавание. Спустя срок они прибыли в Кандалакшский Рождества-Богородичный монастырь, где игуменом теперь был их духовный наставник великий Кольский старец преподобный Феодорит. После этой исторической встречи – Собора Кольских святых, пути великих старцев разошлись. Феодорит повелением Иоанна Грозного назначается архимандритом Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале. Трифон уходит на восемь лет странствовать. Варлаам же возвращается в родные Керетские пределы, в Чупскую губу туда, где захоронил он свою наболевшую и драгоценную ношу – останки любимой матушки.
В дальнейшем Преподобный уходит, еще дальше, вглубь Чупской губы, где «построил он часовню, и жил в пещере со зверями». Несмотря на пустынность места его уединения, к нему «как к светильнику, сияющему в темном месте» (2Пет.1,19), за духовной помощью нескончаемо тянулся люд поморский, со своими проблемами, скорбями и болезнями. Особенно стремились к нему за вспоможением страждущие от духов нечистых, те, кто подпал под страшную власть князя тьмы. Все они неизменно получали исцеление по молитвам старца. «Яко звезда всесветлая от пустыни воссияв чудес лучами», исцелял «обильно», и «прогонителем лукавых духов» явился для всех, «верно призывающих его».
Варлаам прожил дольше всех Кольских святых, как говорили в Керети: «будто бы до ста лет». «И Божию помощию бесовские полки победив, с миром ко Господу отиде» в 1599 году.
Согласно канону Варлаам обрёл дар исцеления и чудотворения, был прозорлив, но не возгордился этим, а наоборот всячески избегал славы от людей.
Точная дата смерти преподобного Варлаама не известна. Вероятнее всего, он почил в Бозе около 1589—1590 гг.
Тело его нашёл бедный крестьянин и перенёс в село Кереть, где и похоронил.
Ещё при жизни преподобный Варлаам прославился чудотворением как целитель и спаситель на море. После смерти чудеса преумножались, в связи с чем его стали почитать не меньше, чем святителя Николая Мирликийского. В 1722 году при разборе часовни великомученика Георгия Победоносца были найдены нетленные мощи преподобного Варлаама. В 1725 году мощи были освидетельствованы.
Несмотря на народное почитание преподобный Варлаам Керетский долго время не был официально канонизирован. Его местное почитание (одновременно и равночестно с Трифоном Печенегским) известное на Севере в середине XVII века, в последующее время в официальной Русской Церкви постепенно «свелось на нет». Обстоятельство, что все поздние редакции жития святого Варлаама были написаны известными деятелями старообрядчества, а само село Кереть стойко стояло в «старой вере», не могло не добавить ещё более настороженного отношения священноначалия и к самому Варлааму Керетскому, и к сути совершенного им подвига.
Только лишь в 1903 году святой Варлаам «оказался» вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в календарях свой день памяти.
До 1961 года мощи преподобного Варлаама находились в селе, а потом бесследно исчезли. Память совершается 6 (19 н.с.) ноября. В Мурманской и Карельской епархиях принято служить всенощное бдение по Общей Минее (существует канон преподобному Варлааму XVII в.).
В 2000 году на Терском берегу Белого моря, в историко-этнографическом комплексе «Тоня Тетрина» была возведена и освящена часовня Варлаама Керетского]
Преподобный Варлаам Керетский Чудотворец благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 28 ноября 2003 года включен в Собор Кольских святых, с усвоением Дня памяти Собору 15/28 декабря.
Pages: 1 2