Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский

Август 6th 2010 -


Макарьевский Желтоводский монастырь

Простившись с родителем, Макарий недолго оставался в Печерском монастыре. Архимандрит Дионисий, после предсказания о разорении Нижнего Новгорода монголами, в 1374 году на первой неделе Великого поста был вызван святителем Алексием в Москву и поставлен епископом Суздальским и Нижегородским. После ухода из монастыря своего наставника и руководителя Макарий продолжал подвизаться с прежней ревностью. Обеты монашества он выполнял более других. Его постнические и молитвенные подвиги были необыкновенны. Пищу принимал он только для того, чтобы не умереть от голода. Ходил, как и прежде, с братией на трапезу, чтобы не показаться постящимся в глазах других. Несмотря на глубокое смирение, в котором он проводил все время, не мог он укрыть от людей своих подвигов. Все обращали на него особенное внимание и превозносили его похвалами. Но преподобный далек был от земной славы. Проникнутый всецело чувством смирения, он не хотел видеть похвалы и почестей, какие воздавали ему. Избегая мирской славы, смиренный инок просил в своих молитвах Бога, чтобы Он Своей силой избавил его от окружающего смятения и поселил в пустынном месте, к которому стремилась его душа. С надеждой на Бога спасающего хотел он скрыться из Печерской обители, как скрылся прежде из родительского дома. Удобное время к исполнению такого желания открылось, и он воспользовался им со всей радостью. Выйдя из обители, он отправился вверх по течению реки Волги и, дойдя до реки Лух, остановился. Именно здесь, по преданию, Макарий познакомился с преподобным Тихоном, Луховским чудотворцем. Они оба избегали мирской славы и хотели, как гласит предание, подвизаться вместе. Для своих подвигов они выбрали уединенное место, при слиянии двух рек — Луха и Добрицы. (Река Добрица впадает в реку Лух, а Лух в Клязьму, которая впадает в Оку). Но будто были прогнаны с избранного места не понявшими их окрестными жителями. Тихон пошел вверх по реке Лух, и в 8 верстах от прежнего места (в 5 верстах от города Луха Костромской губернии) остановился в Луховской области, на Копытове, при реках Лухе и Возополи. Здесь он собрал братию и скончался 16 июля 1492 года простым монахом. Преподобный Тихон, в миру Тимофей, родом из малороссиян, был на воинской службе, пострижен в монашество в Москве. Отсюда перешел в Луховскую область, где была вотчина князя Феодора Ивановича Вельского, с которым он переселился из Малороссии. Устроенная Тихоном обитель известна под именем Луховской Николаевской пустыни, где почивают под спудом и мощи преподобного.

А преподобный Макарий, расставшись с Тихоном, пошел по реке Добрине. Пройдя около 60 верст, остановился на берегу Волги, близ слободы Решмы Юрьевецкого уезда. На этом месте Макарий сначала построил малую келию. Здесь, вдали от мирской суеты, немалое время он подвизался в пустыннических подвигах. Бдение, пост и молитва были постоянными спутниками его жития. Своими великими подвигами пустынник постепенно сделался известным в окрестностях. Смирение вознесло его пред всеми, снискав ему славу и уважение. К нему приходили многие за благими советами и ради спасения своей души.

Св. прп. Макарий в плену
у хана Улу Махмета

Увлекаемые его высоким примером, многие оставляли свои мирские занятия и давали обет вести с ним пустынническую жизнь. Для собравшейся братии Макарий основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, которая находится сейчас в Юрьевецком уезде Костромской губернии при слободе Решме и известна под именем Макарьевской пустыни, управляемой прежде игуменами, а потом строителями.

Устроив пустынь при слободе Решме и избрав для братии игумена, преподобный Макарий не захотел остаться с ними навсегда. Мирская слава, увлекавшая других, не могла увлечь истинного пустынножителя, искавшего похвалы от единого Бога. Напротив, он всячески старался избежать людской молвы о своих подвигах. По любви к безмолвному уединению он желал скрыться от людей в пустыню. Тайно ушел, как и прежде, из устроенной им обители вниз по реке Волге. Вероятно, в это самое время преподобный Макарий, по преданию, останавливался на этом месте, где ныне, при впадении реки Студенца в Волгу, устроено село Устье Юрьевецкого уезда с церковью во имя освятившего своим пребыванием Унженского чудотворца. Впрочем, и в других селениях Нижегородской и Костромской губерний не только устроены церкви во имя преподобного Макария, но и сами селения, подобно двум городам, называются его именем. На пути, верст через 200, ему понравилось место при Желтых водах, на левой стороне реки Волги. Поселившись у Желтоводского озера, Макарий выкопал своими руками убогую пещеру и подвизался здесь день и ночь, подобно другим великим пустынникам. Впрочем, его уединенная жизнь продолжалась недолго. При всем старании он не мог укрыться от других, подобно граду, стоящему вверху горы. Божественный промысел давно уже определил, чтобы великий светильник благочестия не оставался под спудом, но был поставлен на свещнице и светил бы всем. Пустынническая жизнь Макария открылась для других искателей безмолвного служения Господу. Слава его великих подвигов распространялась повсюду, от царских чертогов до иноверческих хижин. Одни искали его благословения, а другие хотели подражать ему. Для собравшихся иноков преподобный решился, около 1434 года, основать обитель во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы. В это время великий князь Василий Темный скрывался в Нижнем Новгороде от преследований своего двоюродного брата, князя Дмитрия Шемяки, который хотел лишить его престола. Гонимый князь посещал преподобного Макария и оказал ему значительную помощь в сооружении монастыря, который, подобно строителю, впоследствии был назван Желтоводским по прилегавшему к нему озеру. В 1435 году был сооружен уже деревянный монастырь с церковью во имя Святой Живоначальной Троицы. В новоустроенной Желтоводской обители Макарий был наставником и в то же время слугой для всей своей братии. Сам готовил для всех пищу и питие. И словом, и делом был для иноков руководителем в пустынных подвигах.

Среди учеников Макария известен преподобный Григорий Пельшемский, родом из галичских бояр Лопотовых. Оставив родителей, Григорий пришел из города Галича к прославившемуся желтоводскому пустыннику. В его обители он был пострижен в монашество и за великие иноческие подвиги удостоен священнического сана. Поэтому, может быть, и выстроена в Желтоводской обители каменная церковь во имя Григория Пельшемского в 1686 году на иждивении Петра Ивановича Прокудина. Григорий Пельшемский, выйдя из Желтоводского монастыря, был игуменом Рождественского Галичского монастыря. Отсюда удалился к преподобному Дионисию в Глушицкую обитель. А, отойдя от этой обители на 28 поприщ, основал в 7 верстах от Кадниц обитель во имя Собора Пресвятой Богородицы. Здесь он скончался в 1479 году, здесь же почивают и его мощи под спудом. Память его празднуется 30 сентября. А после достойный ученик преподобного Макария, просвещавший и умиротворявший великих князей Юрия и Василия, со славой подвизался в Галичской, Ростовской и Вологодской областях. Скончался преподобный Григорий в устроенной им невдалеке от Вологды Богородицкой обители (1479), названной по фамилии основателя Лопотовою. Собранием и наставлениями подобных Пельшемскому чудотворцу учеников деятельность Макария на Желтых водах не ограничивалась. Строгая жизнь великого наставника, соединенная с полной любовью к ближним, невольно привлекала к нему не только христиан, но и неверных иноплеменников. Они приходили к нему с почтением, удивлялись его великому благочестию, и приносили ему в дар пшеницу и мед. Преподобный с любовью и уважением принимал их с дарами для своей братии. Обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами, желтоводский подвижник хотел просветить их христианской верой. Убеждаемые его мудрыми советами и особенно жизнью многие из них соглашались на принятие истинной веры, исповедуемой Макарием. Обращая в христианство, он крестил иноверцев из мордвы, татар, черемис и чуваш, обитавших вокруг устроенной им обители. Крещение над ними совершал блаженный пустынножитель в Желтоводском озере, названном по этой причине святым. Оно находилось напротив святых врат монастыря до начала XIX столетия, пока не закрылось водами Волги.

Pages: 1 2 3 4 5 6

Комментарии закрыты.