Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Март 11th 2016 -
Вероятно спасаясь от нашествия готов или стремясь к монашескому уединению, Иоанн Кассиан в 415 г. или 416 г. прибыл в Юж. Галлию, в г. Массилию. Здесь он пользовался доверием местного еп. Прокула, способствовавшего распространению монашества в своем еп-стве. Спустя некоторое время по прибытии Иоанн Кассиан основал 2 монастыря: мужской и женский. Существует предположение, что женский монастырь, местоположение которого точно неизвестно, но который впосл. отождествляли с монастырем Христа Спасителя, был основан Иоанном Кассианом для родной сестры. Иоанн Кассиан Римлянин стал настоятелем основанного им мужского монастыря, располагавшегося на вершине возвышавшейся над городом горы, рядом с гробницей мч. Виктора (III в.), отчего впоследствии обитель стала известна как монастырь св. Виктора. Там Иоанн Кассиан Римлянин, основываясь на приобретенном на Востоке опыте, создал хорошо организованную монашескую общину, перенявшую в адаптированной к местным условиям форме образцы восточного аскетического опыта.
Иоанн Кассиан Римлянин как подвижник и духовный наставник, прошедший длительную школу египетского аскетизма, стал пользоваться большим уважением и авторитетом не только в Массилии, но и у мн. южногалльских епископов и монахов. Среди них были Кастор, еп. г. Апта Юлия (ныне Апт, Франция); его брат Леонтий, еп. г. Форум Юлия (ныне Фрежюс, Франция); Елладий, еп. Арелатский; свт. Гонорат, настоятель Леринского монастыря (впосл. еп. Арелатский); свт. Евхерий, мон. того же мон-ря (впосл. еп. Лугдунский); Феодор, мон. одного из мон-рей, расположенных на Стихадских (ныне Йерских) о-вах, недалеко от Массилии (впосл. еп. г. Форум Юлия), и нек-рые др. В связи с тем что зародившееся в Галлии монашеское движение было крайне неорганизованным и испытывало острую нужду в руководящих правилах и уставах, местные епископы и настоятели монастырей обратились к Иоанну Кассиану. с просьбой составить для них особое письменное руководство. В результате в 20-х гг. V в. Иоанн Кассиан написал 2 труда — «De institutis coenobiorum» (О правилах общежительных монастырей) и «Collationes» (Собеседования), сыгравшие важную роль в становлении и развитии монашества не только в Юж. Галлии, но и на всем христ. Западе. В них он предложил особый свод аскетических правил, кготорый называл «Instituta Aegyptiorum», т. е. установлениями (правилами) егип. отцов, или «Instituta coenobiorum», т. е. установлениями общежительных монастырей. Эти правила, по словам И. К. Р., восходили к глубокой древности, к временам ветхозаветных пророков, Иисуса Христа и апостолов; они непрерывно соблюдались христианскими подвижниками на протяжении 4 столетий. Себя Иоанн Кассиан представлял «проводником» этого аскетического учения; аскетические практики, которые он предлагал положить в основу галльского монашества, не были его изобретением, но учением отцов-пустынников, подтвержденным их опытом.
Согласно распространенной точки зрения, ок. 426 г., во время написания 2-й ч. «Collationes», Иоанн Кассиан Римлянин принял участие в т. н. полупелагианских спорах, связанных со сложностями рецепции в среде галльских монахов учения блж. Августина, еп. Гиппонского, о божественной благодати и предопределении. Как полагают исследователи, в 13-м «Собеседовании» Иоанн Кассиан, рассматривая вопрос, какую роль в спасении играет свободная воля человека, а какую — божественная благодать, не только опровергал пелагианские взгляды, но и вел скрытую полемику с учением блж. Августина о предопределении и самовластном характере благодати. Когда в 426 или в 427 г. последователь блж. Августина богослов-мирянин Проспер Аквитанский, живший тогда в Массилии, написал письмо некоему Руфину, в к-ром говорил о распространившемся среди южногалльского монашества негативном отношении к взглядам блж. Августина на предопределение и упоминал тех, кто подрывают учение авторитетного гиппонского учителя «многочисленными собеседованиями», он мог иметь в виду «Собеседования» Иоанна Кассиана . В написанном в кон. 428 — нач. 429 г. письме блж. Августину Проспер указывал на негативную реакцию монахов на августиновский трактат «Об упреке и благодати». Он не упоминал при этом имени или сочинений Иоанна Кассиана, но говорил о «рабах Христовых, живущих в городе Массилии», вероятно имея в виду Иоанна Кассиана и монахов его монастыря. Только в 432 г. Проспер выступил с критикой взглядов Иоанна Кассиана, содержащихся в 13-м «Собеседовании», написав язвительный трактат «De gratia et libero arbitrio contra Collatorem» (О благодати и свободном решении против Собеседника). Неизвестно, как отреагировал на эту критику Иоанна Кассиана, однако его учение, определившее позицию большинства галльских богословов, вскоре привело к смягчению крайней августинианской позиции Проспера, что в свою очередь повлияло на ход полупелагианских споров и способствовало появлению к сер. V — нач. VI в. на Западе умеренной версии августинианства.
Одновременно с полупелагианскими спорами Иоанн Кассиан Римлянин был вовлечен в несторианский спор: он написал трактат против Нестория под названием «De incarnatione Domini» (О воплощении Господа). Вероятно, Иоанн Кассиан был выбран Римом для решения этой не только догматической, но и политической задачи по причине прекрасного владения греческим языком и хорошей осведомленности в делах Константинопольской Церкви. Это сочинение Иоанна Кассиана содержит многочисленные лит. недостатки и догматические неточности, в значительной мере обусловленные его преклонным возрастом и слабым здоровьем.
Согласно распространенному мнению, Иоанн Кассиан Римлянин скончался в Массилии в правление императоров Феодосия II и Валентиниана III, около 435 г. Более ранняя датировка — 433 г., принимавшаяся некоторыми исследователями, основана на свидетельстве «Хроники» Проспера Аквитанского, к-рое ныне считается позднейшей интерполяцией
Иоанн Кассиан оказал большое влияние на становление монашеской жизни на Западе, но его мысли, расходившиеся с богословием бл. Августина в вопросе участия воли человека в деле спасения, часто воспринимались как еретические. Именно поэтому этот западный отец оказался более почитаем на Востоке, чем на своей родине.
Кассиан много писал о монашеской жизни. В частности, в «Уставе иноческого общежития» он детально описывает монашескую одежду, которая состояла из кукуля (чепчик), коловия (κολοβος), нарамника (αναβολὴ), мафория (плаща) и милоти (кожанной куртки). Также монахи носили жезл и сандалии. Прежде всего, монах отказывается от всего мирского (в т.ч. имущества) и поступает в распоряжение старца. Пребывание в монастыре состоит из общих молитв (включая славословие и пение псалмов). Для общих молитв выбирается третий, шестой и девятый часы (от восхода солнца). Также производится чтение Писания и участие в общих трапезах. Остальное время монахи проводят в рукоделии или выполнении поручений.
Из-за переноса даты памяти Иоанна Кассиана в невисокосные годы, возникали суеверия и народные приметы связанные с этим святым.
У восточных славян Касьянов день считался одним из самых опасных, демонических дней. Считалось, что всё, что каким-либо образом связано с этим днём, будет неудачным: если человек в этот день выйдет на улицу, то он рискует заболеть или умереть, если захочет поработать, то работа не будет спориться
Pages: 1 2