Преподобные Андроник и жена его Афанасия
Октябрь 21st 2010 -
Тогда Андроник спросил мирянина:
— Имеешь ли ты другого осла?
Тот отвечал:
— Имею.
Андроник сказал:
— Поди же приведи его, — и я найму его у тебя, так как и я желаю ехать в Скит2.
Супруг же своей Афанасии Андроник сказал:
— Подожди здесь до тех пор, пока я съезжу в Скит получить от тамошних отцов благословение.
— Возьми и меня с собою, — просила Афанасия.
— Женщинам, — отвечал Андроник, — не положено бывать в Ските.
Тогда Афанасия с плачем сказала мужу:
— Если ты меня оставишь, не отдавши в женский монастырь, то дашь в том ответ святому мученику Мине.
Андроник дал обещание не оставлять жены до тех пор, пока не исполнит ее желания.
После сего Андроник отправился в Скит, где в каждой лавре3 получал благословение от отцов Скитских.
Прослышав о преподобном Данииле4, Андроник, преодолев большие затруднения, прибыл к нему, поклонился ему и после молитвы рассказал все о себе и супруге своей Афанасии. Преподобный Даниил сказал Андронику:
— Поди, приведи твою жену, и я дам вам в Фиваиду5 письмо, чтобы ты свободно довел ее туда и поместил в женский монастырь Тавенниссиотов.
Возвратившись к Афанасии, Андроник ночью привел ее в святому старцу Даниилу. Старец Даниил стал беседовать с ними о путях спасения и оказал им большую пользу душевную. Вручив затем им письмо, старец благословил их и отпустил в монастырь Тавенниссиотский.
Пришедши в обитель, блаженный Андроник поместил святую свою супругу Афанасию в женский монастырь. Восприявши здесь образ ангельский, Афанасия стала проводить и образ жизни равноангельской. Сам же он возвратился к преподобному начальнику лавры Даниилу, который постриг его в чин иноческий и, наставив в добродетельной жизни, назначил ему отдельную келию, дабы Андроник, проживая в ней один, подвизался в безмолвии.
И вот блаженный Андроник, досточестно подвизаясь, пребывал в подвигах безмолвия в течение двенадцати лет. После сего он упросил отца Даниила отпустить его в Иерусалим поклониться святым местам. Сотворив молитву, преподобный Даниил с благословением отпустил его.
Проходя области Египта, Андроник однажды присел для небольшого отдыха под можжевеловыми кустами. И вот, по Божественному устроению, он увидел свою жену блаженную Афанасию, шедшую в мужском одеянии. Они приветствовали друг друга. Афанасия узнала своего мужа Андроника, но он не узнал ее. Да и как возможно было узнать Афанасию, когда лицо ее от воздержания исхудало и она почернела как ефиоплянка? К тому же Афанасия изменила свой вид и была в мужском одеянии. Она спросила Андроника:
— Не ты ли ученик отца Даниила, по имени Андроник?
— Да, я, — отвечал Андроник.
Затем она снова спросила его:
— Авва Андроник! Куда ты идешь?
— Иду поклониться святым местам, — отвечал Андроник. — А ты, — спросил он в свою очередь Афанасию, — куда идешь и как тебя зовут?
Она ответила:
— И я иду ко святым местам, а зовут меня Афанасий (она так изменила свое имя и вместо Афанасии стала именоваться Афанасием).
— Пойдем вместе, — сказал Андроник.
Афанасия отвечала:
— Если желаешь идти вместе со мною, то положи охрану устам моим (Пс 140,3) так, чтобы нам идти в молчании.
Андроник сказал:
— Хорошо, пусть будет так, как ты желаешь.
Афанасия продолжала:
— Пойдем, и да сопутствуют нам молитвы святого твоего старца.
Когда Андроник и Афанасия достигли Иерусалима, то обошли здесь все святые места для поклонения. После сего они пошли в Александрию поклониться мощам святого мученика Мины. Здесь после молитвы Афанасия сказала Андронику:
— Отче, желаешь ли ты, чтобы мы стали пребывать оба в одной келии?
Андроник ответил:
— Останемся, — но я прежде спрошу старца, — позволит ли он нам пребывать в одной келии.
Афанасия продолжала:
— Пойди — спроси, а я буду дожидаться тебя в скиту, который именуется Октодекатским6, и если старец позволит, то приди за мною, и мы будем проживать в келии в безмолвии, подобно тому, как мы и странствовали в молчании, а если ты не в силах пребывать в молчании, то не возвращайся за мною, так как я не желаю жить без подвига безмолвия, даже и в том случае, если повелит то преподобный отец.
Андроник, придя к авве Даниилу, рассказал ему все о своем спутнике Афанасии.
Тогда Даниил сказал Андронику:
— Возвратись же, возлюби молчание и оставайся с Афанасием, потому что он — совершенный инок.
После сего Андроник, взяв с собою Афанасию, увел ее в свою келию, где она прожила в страхе Божием и безмолвии еще других двенадцать лет. Несмотря на сие, Андроник не узнал своей жены, потому что последняя усердно молилась Богу о том, чтобы не быть ей узнанной мужем своим. Авва Даниил часто приходил к ним и поучал их. Один раз, когда после пребывания у них и беседы о многих душеполезных предметах Даниил возвращался в свою келию, — прежде чем он успел дойти до нее, его догнал блаженный Андроник со словами:
— Отец Даниил, Афанасий отходит ко Господу!
Старец, возвратившись, застал Афанасию в сильном жару, и при виде старца Афанасия стала плакать, а старец говорил ей:
— Тебе следует радоваться, а не плакать: ведь ты идешь в сретение Господа.
Афанасия отвечала:
— Я плачу не о себе, но об Андронике. Но, отче, окажи любовь твою мне: после моей кончины ты найдешь у меня в изголовье письмо, прочитай его и потом отдай Андронику.
Затем, после молитвы, Афанасия причастилась Божественных Таин и отошла ко Господу. Братия пришли хоронить тело и увидели, что то была женщина. Авва Даниил, найдя в изголовье постели Афанасии письмо, прочитал его и передал Андронику. Тогда последний узнал, что Афанасия была жена его.
После сего все прославили Бога. Слух о сем распространился по всем лаврам и авва Даниил, разослав иноков, призвал всех египетских отцов и тех, кои подвизались во внутренней пустыне. Собрались обитатели всех Александрийских лавр, и скитники, носящие белые одежды (у тех скитников был обычай — ходить в белых одеждах), и с честию похоронили святое тело блаженной Афанасии, прославляя Бога, даровавшего ей таковое терпение.
После погребения Афанасии старец Даниил прожил с Андроником семь дней, и в сей последний день, помянув преставльшуюся, Даниил пожелал взять Андроника в свою келию. Между тем Андроник упрашивал старца, говоря:
— Отче, оставь меня здесь, дабы мне быть похороненным с подругой моей Афанасией.
Оставив его, старец удалился; но еще не успел он достигнуть до келии, как вновь нагнал его другой инок, говоря:
— Отец Андроник отходит к Господу.
Старец немедленно снова послал за ушедшими отцами и сказал им:
— Вернитесь со мною к отцу Андронику.
Те, возвратившись, застали Андроника еще живым и получили от него благословение. Когда Андроник в мире скончался7, между скитянами Октодекатского монастыря и другого, где подвизалась преподобная Афанасия и иноки коего носили белые одежды, произошел большой раздор.
Последние говорили:
— Покойный — наш брат, и мы хотим его взять в наш скит, дабы нам помогали его молитвы.
Точно также и отцы скита Октодекатского говорили:
— Сей брат — наш, и посему пусть он будет положен с блаженною сестрою его Афанасиею.
Тогда скитники другого монастыря сказали:
— Как укажет архимандрит Октодекатского скита, так мы и поступим.
Старец повелел похоронить Андроника с Афанасиею. Между тем — скитники белоризцы не желали послушаться его, потому что их было большинство, и они говорили:
— Старец выше страстей, и притом он не боится соперничества, а мы, будучи юнейшими, хотим иметь у себя нашего блаженного Андроника, чтобы он помогал своими нам молитвами: с вас довольно, что мы оставили вам Афанасию!
После сего скитники едва успокоились и похоронили преподобного Андроника вместе с блаженною Афанасией, восхваляя Бога, дивного во святых Своих. Слава Ему во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 1:
Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси, Богоносне отче наш Андрониче, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак, глас 4:
Благородия нравом тя честно похвалим, Андрониче, иже Господь в лик преподобным отцем сочета, яко воистину благородия Божественныя славы венец улучи.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Андрониче, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Примечание.
1 Феодосий Великий — римский император с 379 по 395 г. В его царствование вера христианская была окончательно утверждена в Римской империи.
2 Скит — египетское слово — значит: весы, испытание сердца. Другие производят от греческого — кожа, каковое слово производство указывает на то, что первоначальные скитники — подвижники не имели правильно устроенных домов, а довольствовались устройством кожаных прикрытий из шкур диких зверей. В настоящем случае здесь разумеется неизвестный особый вид иноческих обителей, в смысле отдельных келий для одиноких отшельников, а известная местность, в расстоянии дневного пути (25— 30 верст) от горы Нитрийской, в северо-западной части Египта. Это была безводная каменистая пустыня, излюбленное место Египетских пустынников, прославившееся аскетическими подвигами спасавшихся в ней иноков. От сей местности впоследствии и получили наименование скита иноческие пустынные обители, в коих ревностнейшие иноки селились для строжайшего уединения и ненарушимого безмолвия — ради пребывания в Боге Едином.
3 Лавра — с греч, часть города, переулок — собственно ряд келий, расположенных вокруг жилища настоятеля в виде переулков в городе, обнесенный оградой или стеной. Иноки в лаврах вели отшельнический образ жизни и подвизались каждый в своей келии, собираясь вместе для Богослужения в первый в последний день недели, а в остальные дни сохраняя строгое безмолвие; жизнь в лаврах была много труднее, чем в других обителях. С глубокой древности название лавры применяется к многолюдным и важным по своему значению монастырям. Впервые появилось оно в Египте и затем в Палестине. В настоящее время понятие «Лавры» употребляется у нас исключительно в смысле почетного названия.
4 Память преп. Даниила Святского совершается Церковию в субботу сырную.
5 Фиваида — область знаменитого в древности египетского города Фивы; этим же именем назывался, по имени главного города, и вообще весь верхний (южный) Египет.
6 Монастыри Скитской пустыни различались по номерам, соответственно расстоянию своему от Александрии («Октодекатский» — восемнадцатый).
7 Умер в первой половине V века.
Проповеди:
Поученіе на день памяти преподобных Андроника и Аѳанасіи. Прот. Григорій Дьяченко
Pages: 1 2