Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, великая княгиня Московская
Июль 19th 2018 -
Лицевой летописный свод приводит пространный плач княгини по его кончине:
Зачем ты умер, жизнь моя, дорогой мой, меня вдовою оставив? Почему я не умерла прежде тебя? Погас свет очей моих. Где ты сейчас, сокровище жизни моей? Почему не поговоришь со мной, прекрасный свет очей моих? Почему так рано увял, виноград многоплодный? Уже не подашь плода сердцу моему и сладости души моей! Почему не посмотришь на меня, не промолвишь мне какого-нибудь слова? Ужели забыл меня? Почему не смотришь на меня и на детей своих, почему не отвечаешь им? На кого ты меня оставил? Солнце мое, рано ты зашло, месяц мой прекрасный, рано ты померк. Звезда восточная, зачем на запад уходишь? (…) Свет мой ясный, зачем померк ты? Если Бог услышит молитву твою, помолись обо мне, княгине твоей. Вместе с тобой жила, с тобой и умереть хочу. И юность еще не оставила нас, и старость не настигла. На кого оставляешь меня и детей своих? Недолго радовалась я с тобой: за весельем пришли плач и слезы, а за утехой и радостью — сетование и плач. Почему не умерла я прежде тебя, чтобы не видеть смерти твоей и своей погибели! Слышишь ли, мой господин, слова мои печальные? Почему не сжалишься над моими горькими слезами! Звери в норы свои идут, птицы небесные к гнездам летят. Ты же, господин, из дома своего так внезапно уходишь. Кто я теперь? Осталась без своего царя. Старые вдовы — утешьте меня, молодые вдовы — плачьте со мной: вдовья доля — самая горькая (…)
После его кончины вдова его, вел. княгиня Евдокия, устроила во дворце своем женский Вознесенский монастырь. На XIV и XV ее. приходится расцвет монашеской жизни на Руси. В это время стали благоустраиваться и женские монастыри: до тех пор они были в зависимости от мужских, подчинялись их игуменам и часто отделялись от них только одной стеной. Митрополит Алексий основал в Москве женский монастырь в честь своего ангела, Алексия человека Божия, впоследствии перенесенный в Красное Село — предместье Москвы, а на его месте основал в Москве Зачатьевский монастырь, где находятся могилы сестер его, монахинь Юлии и Евпраксии.
Устав этим монастырям он дал новый, всецело подчинил их игуменьям и сделал независимыми от мужских. По этому же уставу основала в Москве мать князя Владимира Андреевича серпуховского (двоюродного брата и соратника вел. князя Димитрия) Рождественский монастырь, ставший усыпальницей знатных женщин, а вел. княгиня Евдокия Димитриевна —
Вознесенский в Кремле. Собор 1551 г. окончательно этот устав утвердил.
Но монашество вел. княгиня не приняла. За малолетством своих сыновей она стала управлять государством вместе с боярами.
Одетая в роскошные одежды, как повелевал ее сан, она принимала участие в их советах и пирах. Вокруг нее стала создаваться клевета.
Она достигла слуха ее сыновей, и они осмелились сказать об этом матери. Тогда она открыла перед ними на груди одежду свою, и они увидели плоть ее, изнеможденную постом, удрученную тяжелыми веригами. Глубоко потрясенные князья бросились в слезах к ее ногам, прося у нее прощения, но она только кротко заметила им: «Дети, не верьте никогда внешнему!» Потому что все подвиги свои, молитвы и милостыни вел. княгиня Евдокия хранила в тайне.
С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей?
Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле.
В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел Светозарную Жену, окруженную сиянием и множеством молниеносных воинов, грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.
В 1407 г., после видения Архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. Но она онемела и знаками просила, чтобы написали икону ангела; когда же икону написали, она поклонилась ей, но просила, чтобы написали другую, но с этой иконой было то же; только когда была написана икона св. Архистратига Михаила, она заговорила и узнала явившегося ей ангела.
Чувствуя, что последние дни ее приближаются, она пожелала постричься и провести их в затворе и молитве. В то же время она явилась во сне одному нищему и обещала ему исцеление. Сидя на пути ее в монастырь, нищий услышал ее приближение и воскликнул: «Святая княгиня, сделай то, что ты мне обещала!» Но она продолжала идти, точно не понимая его слов, и как бы нечаянно опустила ему рукав своей шубы. Слепой вытер им глаза и прозрел.
По сказанию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек. Постриг совершился 17 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросиния («радость»).
А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., совершая многочисленные исцеления и даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам.
И после кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи.
В рассказе Ивана Шмелёва «Пути небесные» героиня Даринька отправляется вместе с мужем помолиться к мощам благоверной Евфросинии в Вознесенский женский монастырь Кремля, чтобы «разрешиться от неплодия и родились детки». Монахини дают ей чудодейственный поясок. О том, что Евфросиния помогает всем страждущим, современники классика очень хорошо знали. Но сегодня большинству москвичей имена Евфросиния и Евдокия ни о чём не говорят.
В учебниках истории много рассказывается о подвигах Дмитрия Донского и почти не встречается упоминаний о его супруге, которая была надёжным тылом великого князя и горячо молилась за него, помогала москвичам — строила дома погорельцам, раздавала милостыню. Ей мы обязаны строительством белокаменного Кремля. Ей же приписывают авторство «Плача по князе Дмитрии Донском» — одного из самых пронзительных произведений древнерусской литературы. Судьба княгини была связана и с величайшим святым — Сергием Радонежским, который крестил сыновей Евдокии и Дмитрия, а в 1380 г. благословил великого князя на Куликовскую битву. После кончины своего супруга Евдокия фактически стояла во главе Московского княжества. При ней был построен Вознесенский монастырь, в котором она незадолго до своей смерти приняла постриг.
Первое из чудес, связанных с инокиней Евфросинией, как раз произошло в день принятия монашества — 17 мая (30 мая по новому стилю) 1407 г. Слепой нищий попросил княгиню об исцелении и, протерев глаза краем её одеяния, прозрел. Пишут о том, что ещё три десятка чудес случилось в тот день. Умерла Евфросиния несколько недель спустя — 7 июля (20 июля по новому стилю). Увы, Вознесенский собор, где похоронили святую, в 1929 г. был взорван, и мощи её, перемешанные с другими останками, считались утраченными и обретены вновь лишь в 2002 г. Сегодня поклониться им можно в Архангельском соборе Кремля. А ещё совсем недавно в Москве достроили храм преподобной Евфросинии Московской (Нахимовский проспект, 8), и с ним связаны удивительные истории.
«Первое чудо произошло, когда мы только начали хлопотать о строительстве этого храма, — рассказывает Любовь Акелина, председатель правления Общественного благотворительного фонда имени Великой княгини Евдокии Московской. — Нам случайно предложили участок на Нахимовском проспекте. Место понравилось — недалеко от центра, рядом много жилых домов, только больно унылое и неухоженное — поваленные деревья, бездомные собаки бегают, разбросаны шприцы и бутылки... Но, когда я стала изучать его историю, оказалось, что именно здесь в XIV в. находилось великокняжеское село Дмитрия и Евдокии! Здесь великая княгиня принимала митрополита Киприана Киевского и всея Руси и уговорила его остаться в Москве, таким образом укрепив авторитет города. Не соверши Евдокия этого дипломатического подвига, столицей Руси могли стать Ярославль или Тверь, которые также приглашали митрополита к себе. То есть на месте, где сейчас стоит храм, буквально решалась судьба Москвы! Следом ещё одно маленькое чудо. Сотрудница БТИ, которая помогала нам оформлять все документы для строительства и, как выяснилось, много лет лечилась от бесплодия, вдруг ушла в декрет».
Удивительный поворот: когда-то Евдокия раздавала горожанам денежку, а в начале XXI в.
потомки тех москвичей скинулись всем миром, чтобы память о ней жила. Во время строительства храма его настоятель протоиерей Алексий Ладыгин придумал сделать «именные кирпичики». Каждый совершивший пожертвование мог написать на одном из них своё имя или имена родных. Не поверите, но храм выложен из таких от пола до потолка, нет ни одного пустого. Пусть надписи уже скрыты под штукатуркой и краской, воздух здесь всё равно пропитан добрыми делами и пожеланиями.
«В 2010 г. храм попытались поджечь. Мы были очень опечалены и не знали, что предпринять, чтобы это не повторилось, — вспоминает настоятель Алексий. — И тут к нам приходит женщина и спрашивает: «Что за монахиня в чёрном регулярно обходит храм с иконой в руках?» Я говорю: «Нет у нас никакой монахини». А она мне: «Как нет?! Я её вижу каждый вечер из своего окна!» Стало понятно, что можно ни о чём не беспокоиться — сама преподобная с нами».
Перед храмом в прошлом году поставили памятник княжескому семейству — символ супружеской любви и верности. И он всё чаще появляется на фотографиях столичных молодожёнов, которые отправляются к нему после похода в загс.
Над ее ракой в соборе Вознесенского монастыря было изображено исцеление ею слепого. Ее монастырь считался Царским, и игуменьи его имели привилегию входить к царице без доклада.
7 июля 1907 г. в Кремле праздновали 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии. Этот праздник оживил в памяти верующих образ молитвенницы за Русскую землю.
Накануне после литургии крестным ходом с преднесением иконы Вознесения направились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского. Вечером в обители было всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажженными свечами. Утром Божественную литургию служил Московский митрополит Владимир (Богоявленский). По окончании ее присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие торжественными службами.
В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.
В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной, и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, но выделить их сегодня вряд ли возможно, т.к. они находятся вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века.
При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии, кроме небольших частичек ткани от савана, нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля. Обломки каменной гробницы преподобной находятся до сего дня в том же подвале.
Так Архангельский собор Кремля стал общей семейной усыпальницей великокняжеских и царских семей Российского государства.
Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной. Она становится пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния – «Радость». Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.
Известна также как преподобная Евфросиния Московская (в монашестве); в 2007 году отмечалось 600-летие её преставления, в ознаменование чего 21 августа того же года была учреждена новая награда Русской православной церкви — орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской
Pages: 1 2