Обретение мощей преподобного Александра Свирского
Апрель 29th 2012 -
Споры вокруг мощей прп.Александра Свирского: торжество веры над хитростью
Более пяти лет назад, когда состоялось второе обретение мощей прп.Александра Свирского, на людей вылились противоречивые сведения, как оказалось, лукаво оставленные нам большевиками еще с 1918 года. Особенно подверглись смущению священники: почитаемых батюшек окунули в псевдонаучный спор. Кому это было надо – рассудит история. К сожалению, до сих пор разговоры о «неподлинности мощей» гуляют среди православных.
Мы обратились к инокине Леониде, которая проводила поиск мощей по архивным и историческим материалам, с просьбой: дать обзор тех разноречивых исторических документов о мощах, которые стали источником смущения в наши дни.
В миру инокиня Леонида (Сафонова) после окончания Ленинградского государственного университета на протяжении 30 лет занималась исследовательской работой в области биологии клеток и тканей человеческого организма, она автор более 60 научных работ, кандидат биологических наук. Поменяла научное поприще на монастырь за полгода до защиты докторской диссертации.
Кампания по изъятию мощей и современные «оппоненты»
В 1918 г. главным исполнителем кощунственной кампании против мощей преподобного Александра Свирского был председатель Олонецкого Губчрезвычкома Оскар Кантер. Необычайная сохранность святыни, вероятно, сильно смутила представителя карающей власти. Дальнейшие свои действия он явно не контролировал, иначе бы не оставил для потомков несколько вариантов описания вида мощей святого Александра, делающих его ложь и суету вокруг святыни столь очевидными. Все сотворенные им варианты благополучно сохранились в архивах и дошли до историков нашего времени – современников второго обретения мощей. Труд и выдумка Кантера не пропали даром – среди перечисленных ниже вариантов историки, принимавшие участие в спорах о мощах, смогли легко найти облюбованный ими вариант:
1. «Восковая кукла».
2. «Череп, три зуба и нижняя челюсть».
3. «Обыкновенный скелет смертного человека… что-то вроде ног, одетых в темные малиновые туфли».
4. «Кучка полуистлевших костей».
5. «Тело в целости и сохранности… Ступни ног разломаны».
В октябре 1918 г. в открытой печати появилось сообщение о вскрытии мощей преподобного Александра Свирского, где читателей уведомили о том, что вместо мощей в раке оказалась восковая кукла. Вслед за этим сообщением Губернский отдел Народного образования обратился в Олонецкий Губернский Исполком с просьбой о предоставлении «восковых мощей» в распоряжение отдела Народного образования для хранения их в губернском музее. Исполком постановил передать мощи музею (постановление от 11.10.18 за № 57). В графе «когда исполнено» записано: «Исп. 15.10.18. Губ ЧК (№ 9288)».
Значит, согласно постановлению, мощи должны были находиться в губернском музее 15 октября. Однако «восковые мощи» так и не попали в музей ни 15 октября, ни 26 октября, когда отдельный батальон войск ВЧК при Олонецкой Губернской ЧК, руководимый Августом Вагнером, вошел в Свирский монастырь, чтобы забрать мощи и реквизировать ценности. Вагнер не выполнил постановление – не привез «куклу» в музей, а по просьбе монахов оставил мощи в монастыре. Да и комиссия, позднее назначенная Зиновьевым, куда входили врач, химик и «советский священник», не довезла мощи, называемые восковыми, до музея, а оставила их в Лодейном Поле в больничной часовне под замком ЧК 20 декабря 1918 г. Длительная переписка, завязавшаяся между музеем, Исполкомом и ЧК, не дала результатов: так и не пришли никогда «восковые мощи» в губернский музей и ни в какой другой. К мощам в часовню, согласно архивным документам, был допущен представитель Наркомпроса Крутецкий. Ему О.Кантер задал вопрос, «не найдет ли центр останки преподобного исторической реликвией, и если найдет их таковой, то власти препроводят их в гор. Петрозаводск». Отсюда следует, что Кантер не мог принять решение самостоятельно. Вот в такой растерянности находился председатель местного ЧК. Казалось бы, чего проще: если мощи преподобного – кукла из воска, то и выставляй ее в музее и разоблачай церковный обман. Чекисты не могли раскрыть правду о мощах работникам отдела Народного образования, а те, ничего не понимая, продолжали требовать обещанный экспонат. Переписка по этому поводу хранится в архиве Петрозаводска. Чекистам надо было выкручиваться и искать выход: не куклу же в самом деле из воска лепить для губернского музея – посерьезнее дела были, например, программу «красного террора» выполнять. Вариант с восковой куклой дожил до наших дней и имеет своих приверженцев, к счастью, малочисленных.
«Подметные грамоты», составленные «мощеборцами»
Творческая мысль председателя ЧК Кантера работала дальше. Уже через неделю после того, как мощи попали в часовню под замок ЧК, были сфабрикованы еще одни «мощи» (2-й вариант – череп, три зуба и нижняя челюсть). Для большей убедительности их надо было снабдить грамотно составленными документами. С этой целью подставные мощи отправляют в Петроград в Судебно-медицинский подотдел при Наркомздраве. В архиве Городской судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга до сих пор хранятся документы освидетельствования черепа за подписью «всех судебных экспертов» Петрограда. В акте, сопровождающем череп, в первых строках сообщается: «27 декабря 1918 г. я, председатель Лодейнопольской Уездной Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности, взял череп и три зуба, так называемых нетленных мощей, приписываемых Александру Свирскому из Александро-Свирского монастыря… Череп и зубы предварительно завернуты в вату».
Елена сказал:
Апрель 30th, 2012 at 18:03
Спаси Господи! Воистину дивен Господь во святых своих! Дивен Он и в каждом из нас, простых мирян!
Благодарю за интересный материал. Душеспасительное и полезнейшее чтение! И образец служения Богу и православному народу!