Преподобный Иосиф Песнописец
Апрель 16th 2013 -
После того как скончался прп. Иоанн (в 845, по мнению Томадакиса, ок. 850, согласно Стьернону), Иосиф Песнописец прожил 5 лет при ц. свт. Иоанна Златоуста, к нему присоединилось множество учеников, и там возник монастырь со скрипторием. Затем он переселился в уединенное место за городом, где построил ц. во имя ап. Варфоломея и прп. Григория Декаполита, перенес в нее мощи преподобных Григория и Иоанна и основал монастырь.
Посвящение монастыря ап. Варфоломею связано с тем, что, по словам Жития, еще будучи в Фессалонике, Иосиф Песнописец получил от одного добродетельного мужа часть мощей этого святого. Однако некоторые исследователи предполагают, что Иосиф Песнописец, будучи уроженцем Сицилии, привез эту реликвию оттуда (до 839 мощи находились на о-ве Липари близ Сицилии).
Иосиф Песнописец особо почитал ап. Варфоломея и несколько раз видел его во сне. Желая почтить апостола хвалебными песнопениями, Иосиф Песнописец усердно молился и постился в течение 40 дней, прося даровать ему премудрость для создания достойных хвалебных стихов. Накануне дня памяти прп. Григория Декаполита в алтаре Иосифу Песнописецу явился ап. Варфоломей, облаченный в белые ризы. Взяв с престола св. Евангелие, апостол приложил его к груди преподобного со словами: «Да благословит тебя десница Божия, да изольются на язык твой воды небесной премудрости, да будет сердце твое храмом Св. Духа, и песнопения твои да усладят вселенную». С этого времени Иосиф Песнописец начал писать гимны и каноны.
По мнению Томадакиса, Иосиф Песнописец начал писать церковные песнопения после критского плена (к числу его ранних произведений относятся каноны Критским епископам Евмению и Кириллу), а в 850-858 гг. он уже получил широкую известность как гимнограф.
О ссылке Иосифа Песнописеца в Херсонес Таврический кесарем Вардой, братом св. царицы Феодоры, в Житии, составленном иером. Феофаном, говорится очень кратко. Исследователи предполагают, что причиной ссылки Иосифа Песнописеца могло стать обличение кесаря за сожительство с невесткой или то, что Иосиф Песнописец был сторонником свергнутого в 858 г. свт. Игнатия, патриарха К-польского (847-858, 867-877). Таким образом, ссылку Иосифа Песнописеца следует отнести к 858 г. В Хронике Продолжателя мон. Георгия кратко говорится о ссылке Иосифа Песнописеца «при Феодоре», однако известно, что она оставалась регентшей до 15 марта 856 г., а в 858 г., еще до свержения патриарха Игнатия, была отправлена с дочерьми в Гастрийский монастырь. Иоанн Диакон и Феодор Педиасим ошибочно относят ссылку Иосифа Песнописеца к периоду иконоборчества. Во время ссылки Иосифа Песнописеца в Херсонесе по пути в Хазарию побывали равноапостольные Кирилл (Константин) и Мефодий. 30 января 860 (861) г. по инициативе равноап. Кирилла были обретены мощи сщмч. Климента, папы Римского. В ссылке Иосиф Песнописец написал значительное число канонов.
Иосиф Песнописец возвратился из ссылки после воцарения Василия I Македонянина (867-886). Известно, что в сентябре 869 г. Иосиф Песнописец вместе с хартофилаксом Павлом и сакелларием Василием приветствовал от имени патриарха Игнатия легатов Римского папы Адриана II, посланных на Собор в Константинополь.
Когда в Константинополе в течение 40 дней не прекращалось землетрясение (869), свт. Игнатию во сне явилась св. Мария-патрикия и велела обрести погребенные в монастыре прп. Анины мощи Константинопольских мучеников Иулиана, Маркиана, Иоанна, Григория, Иакова, Алексия, Димитрия, Леонтия, Фотия, Петра и Марии († 726 или 730), пострадавших за иконы. Найти место их захоронения помог патриарху Иосиф Песнописец. Он же был удостоен чести вынуть из земли их честные останки. После этого землетрясение прекратилось.
Во время 2-го Патриаршества свт. Игнатия Иосиф Песнописец был назначен имп. Василием I на должность скевофилакса (сосудохранителя) храма Св. Софии, о чем говорится в заглавии Жития, составленного Феофаном (Пападопуло-Керамевс. 1901. С. 1). На этот период жизни пришелся расцвет гимнографического творчества Иосифа Песнописеца. За добродетельную жизнь, мудрость и красноречие Иосиф Песнописец был любим патриархом, духовенством и мирянами. Свт. Фотий (858-867, 877-886) также любил и почитал Иосифа Песнописеца. Согласно Житию авторства Иоанна Диакона, свт. Фотий передал преподобному управление всем церковным имуществом, называл его человеком Божиим, ангелом во плоти и отцом отцов, а также велел И. П. принимать исповедь у иерархов. Обладавший прозорливостью преподобный не обличал за утаиваемые грехи, но увещевал исповедующегося до тех пор, пока тот не открывал тайного беззакония.
В возрасте 70 лет Иосиф Песнописец, предвидя свою кончину, вернул патриарху Фотию опись патриаршей ризницы. После этого он слег с жаром и через 7 дней, 3 апр. (без указания года), преставился. От гроба Иосифа Песнописеца исходило благоухание.
В ночь, когда скончался святой, один подвижник, находившийся на значительном расстоянии, видел, как разверзлись небеса и душа Иосифа Песнописеца была вознесена в небесные обители. В кратком Житии Иосифа Песнописеца в Синаксаре Конмтантинопольской церкви содержится другой рассказ о вознесении души Иосифа Песнописеца на небо. От одного из жителей К-онстантинополя бежал раб, и хозяин, желая узнать, где тот скрывается, пришел в церковь вмч. Феодора Тирона, прозванного Фанеротом (т. е. открывателем, т. к. приходящим с молитвой он открывал местонахождение пропавших вещей). Хозяин раба отслужил молебен и пробыл в церкви 3 дня и 3 ночи, но не получил откровения. За утреней, когда читалось душеполезное слово, он задремал и ему явился вмч. Феодор и сказал, что не мог прийти раньше, поскольку сопровождал душу Иосифа Песнописеца на небо вместе с другими святыми, которых преподобный почтил канонами и песнопениями. После этого великомученик указал местонахождение бежавшего раба.
Долгое время годом смерти Иосифа Песнописеца считали 883-й, когда Пасха праздновалась 31 марта. Эту дату предложил болландист Д. Папеброх на основании указания Жития о том, что Иосиф Песнописец слег в постель после визита к патриарху в Страстную пятницу, а скончался через 7 дней, 3 апр. Однако если принять за дату смерти Иосифа Песнописеца 3 апреля 883 г., то получается, что святой скончался не на 7-й, а на 6-й день (включая Страстную пятницу и последний день жизни). К. ван дер Ворст считал более вероятной датой смерти Иосифа Песнописеца 886 г., когда Пасха приходилась на 27 марта. По его трактовке житийного текста, болезнь преподобного началась после Пасхи, в Светлый понедельник. Тогда 3 апреля можно было бы точно считать 7-м днем болезни. В любом случае, по мнению исследователя, Иосиф Песнописец умер ранее смещения свт. Фотия (которому Иосиф Песнописец передал дела) с Патриаршей кафедры (дек. 886). Однако и эта дата вызывает сомнения в связи с тем, что сочинением Иосифа Песнописеца считается канон прп. Феодоре Солунской, скончавшейся в 892 г.
О мощах Иосиф Песнописеца средневековые паломники не упоминают. По сведениям прп. Никодима Святогорца, мощи Иосиф Песнописеца находились в основанном им монастыре. В настоящее время часть мощей Иосиф Песнописеца хранится в церкви св. Константина в районе Колонос в Афинах.
В Минологии Василия II, Синаксаре Константинопольской Церкви, Петровом Синаксаре, Синаксарях семейства D память и краткое Житие Иосиф Песнописеца помещены в день его смерти — 3 апр. Однако уже во мн. агиографических памятниках Х-XI вв. память преподобного отмечена 4 апреля (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 97)). Эта дата празднования утвердилась в совр. календаре РПЦ.
Кроме многочисленных гимнографических сочинений Иосиф Песнописецу принадлежат Похвальное слово ап. Варфоломею и, по всей видимости, Житие прп. Иоанна, игумена монастырей мучеников Сергия и Вакха и мч. Диомида, сохранившееся только в груз. переводе
Pages: 1 2