Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
Февраль 18th 2016 -
Память 6/19 февраля
Варсонофий Великий (или Варсонофий, авва Палестинский; умер около 563 года) — христианский святой, монах, подвижник.
Варсонофий родился в Египте. По некоторым данным, детство и юность провел в крупном городе, был хорошо образован, знал несколько языков.
О семье, времени и точном месте рождения Варсонофия Великого практически ничего неизвестно. По свидетельству историка Евагрия, в сер. VI в. его уже чтили как знаменитого подвижника и чудотворца
Слова Варсонофия Великого «я не стал схоластиком… то есть праведником» (Отв. 70 / Ep. 139. 11-12) характеризуют не только его смирение, но и могут свидетельствовать, что он не получил высшего светского образования. В юности, согласно лат. версии жития, он отправился паломником в Св. землю, посетил ряд мон-рей, принял постриг от отшельника Маркелла и затем подвизался вместе с ним, а после его смерти некоторое время был странствующим монахом. Впосл. он поселился в общежительном монастыре, основанном аввой Серидом, к югу от Газы, несмотря на приглашения игуменов др. монастырей: «Сколь многие хотели (принять к себе) нас старцев, и искали этого, но не дано им было того, а Бог послал нас к авве Сериду, не искавшему сего, и сделал его искренним нашим чадом» (Отв. 17. C. 13 / Ep. 17. 46-49).
Впоследствии удалился в монастырь Аввы Серида в окрестностях Газы Палестинской. Более 50 лет святой жил уединенно в качестве отшельника в стенах монастыря и в пустыне. Варсонофий обладал даром чудотворения, в том числе воскрешения умерших. Сохранились духовные поучения Варсонофия Великого и его переписка со святым Иоанном Пророком, записанные Аввой Дорофеем.
Поначалу Варсонофий Великий жил в келье, находившейся внутри мон-ря, затем удалился в затвор, где он «заключился живым как во гробе ради имени Иисусова» и строжайшим образом подвизался на протяжении 18 лет; здесь он никого не принимал, не сделав исключения даже для епископа и родного брата . Одному подвижнику из Египта, упрашивавшему принять его, преподобный написал: «Если для тебя отворю двери, то и для всех; а если не отворю тебе, то и никому другому». Только авва Серид один раз в неделю приносил ему 3 небольших хлебца и немного воды и причащал Св. Таин, а также прочитывал вопросы посетителей и записывал предлагавшиеся ответы. Когда из-за полной недоступности В. В. многие усомнились в самом его существовании и сочли, что ответы составляет сам авва Серид, В. В. принял монахов и умыл им ноги .
Несмотря на немощи Варсонофий Великий никогда не оставлял своего рукоделия, забывал о вкушении пищи: «…ничего не вкушал и не пил… пища, питие и одеяние его — Дух Святой». Благодаря строгой аскетической жизни и духовной прозорливости он, не покидая своего затвора, стал духовным руководителем братии не только своей обители, но и др. мон-рей, а также мн. клириков и мирян, как ясно из его ответов. В. В. получил от Бога великие духовные дарования смирения, рассуждения, прозорливости и пророчества, чудотворения, любви к Богу и ближним.
В латинской версии жития говорится о том, что лишь однажды Варсонофий Великий нарушил свое уединение и отправился в Константинополь ходатайствовать перед имп. Юстинианом I о монахах своей области, не согласных с оригенизмом. По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского), речь шла о несогласных с афтартодокетизмом, на которых император воздвиг гонение. Из своего затвора, скорее всего в связи с оригенистскими спорами, Варсонофий Великий, чувствуя неуверенность императора, советовал ему не бояться сильных мира сего и поступать по воле Божией: «И если истинно то, что сердце царево в руце Божией, то если пожелаем поступать право, Бог преклонит его к нам.
Варсонофия Великого иногда путали с акефалом Варсануфием, и делались предположения, что Варсонофий Великий был монофизитом-акефалом. Впервые это было высказано неким «нечестивым Памфилом, восточного происхождения». Известно, что последователи Варсануфия-акефала были анафематствованы свт. Софронием I, Патриархом Иерусалимским, в соборном послании 634 г., адресованном Сергию, Патриарху К-польскому, где наряду с др. еретиками они названы «варсануфитами»: «… акефалов, варсануфитов… нечестивая ересь».
После смерти аввы Серида Варсонофий Великий ушел в полный затвор и не принимал никого, в т. ч. и нового игум. Елиана, отказывался от пищи и не отвечал на вопросы. В то время он был уже ветхим старцем и вскоре скончался. О дате кончины Варсонофия Великого существуют разные предположения. Как передает Евагрий Схоластик, люди верили, что Варсонофий Великий «живет в затворе в малой келье, хотя он в течение 50 лет и более никому не показывался и ничего не принимал земного»; когда усомнившийся в этом Иерусалимский Патриарх Евстохий († 563/4) велел раскопать келью, «где затворился человек Божий», оттуда вырвался огонь и «едва не попалил всех там бывших». Вероятно, великий старец умер или незадолго до раскапывания кельи, или в скором времени после этого от истощения телесных сил. Кончина Варсонофия Великого последовавшая, согласно лат. житию, вскоре после его возвращения из Константинополя, чаще всего датировалась 563 г. При этом исходили из времени Патриаршества Евстохия и участия Варсонофия Великого в посольстве к имп. Юстиниану I.
В IX в. мощи Варсонофия Великого были перевезены из Газы в г. Ория (Апулия, Юж. Италия), где они были торжественно встречены Феодосием, еп. Орийским, и положены в древней базилике возле врат. После разрушения базилики арабами о мощах долгое время не было никаких сведений. В 1170 г. они были обнаружены и перенесены в кафедральный собор, где до сих пор хранится их частица (Neyt. 1997. P. 32; SC; 426). Именно в связи с последним обретением мощей и была составлена лат. версия жития.
В кон. X века память Варсонофия Великого отмечалась Константинопольской Церковью 6 февраля, хотя и не повсеместно: его имя было внесено в Синаксарь, составленный в конце царствования имп. Константина VII Багрянородного (944-959), и в некоторые др. календари той же эпохи (Neyt. 1997. P. 27, 28); в частности, она указана в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 48).
Преподобный Иоанн Пророк, (VI)
Не путать с мч. Иоанном Пророком, Предтечей и Крестителем Господним
Происхождение святого Иоанна неизвестно. Он пришел в обитель аввы Серида близ Газы в Палестине, в царствование святого императора Иустиниана I (483-565). Здесь он стал учеником великого подвижника Варсонофия. Когда его авва перешел в другую келлию, Иоанн вселился в прежнюю келлию святого Варсонофия близ монастыря. Здесь он прожил 18 лет — до своей кончины. Подражая своему учителю в безмолвии, подвигах и усвоении добродетелей, он уподобился авве Варсонофию. За дар прозорливости он получил название Пророка.
По своему смирению, обращавшихся непосредственно к нему с вопросами Иоанн посылал к авве Варсонофию. Варсонофий же свои ответы часто передавал через преподобного Иоанна, иногда поручая ему давать ответы самому. В записанных «Ответах» преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка, ставших руководством к духовной жизни не только для их современников, но и последующих поколений, ясно можно видеть постепенное духовное восхождение «от силы в силу» преподобных.
Многое провидел и предсказал преподобный Иоанн, включая свою кончину, последовавшую за кончиной аввы Серида. Молодой игумен того монастыря — Елиан — умолял преподобного пожить еще хотя бы две недели, чтобы научить его уставу и управлению монастырем. Преподобный Иоанн исполнил его просьбу и действительно умер через две недели. Преподобный Варсонофий Великий пережил своего ученика и друга.