Преподобномученик Адриан Пошехонский
Декабрь 1st 2015 -
В Великий пост 1550 г., в ночь с 5 на 6 марта, в день памяти 42 мучеников Аморейских, вооруженные крестьяне соседнего с. Белого напали на монастырь, ворвавшись в келью игумена,
забрали иконы «преподобнаго бывшия и вся орудия ко иконописному художеству потребная, валы же и кисти, в едином ковчежце заключенная, мняще в оном быти злату и сребру... бе бо преподобный иконописец изрядень, и по церковном и келейном правиле в свободное время в писании икон упражнящеся» (в др. списке: «Виде много множьство образцов святых икон, тако же и валов и кистей»). Как иконописец Андриан Пошехонский упоминается в Клинцовском иконописном подлиннике (БАН. № 66. Строг. 63. Инв. 2828. Сл. 152).
отняли деньги, собранные на строительство каменного храма, и после истязаний задушили. Избили иноков, убили старца Давида и унесли из монастыря все ценности.
Тело Андриана Пошехонского бросили на берегу р. Ушломы между селами Белым и Шигорша. Наутро местные жители нашли его и тайно захоронили под полом заброшенной ц. пророка Илии на р. Ухре, а на месте захоронения посадили рябину.
Но избежать возмездия им не удалось. Один из них украл ларец, думая, что в нем находится золото, но вместо него нашел странные и непонятные ему вещи: кисти, краски и другие принадлежности иконного письма. Он показал все это священнику села Белого, который, по дьявольскому действию, питал великую злобу и зависть к св. Адриану: по его наущению и было совершено преступление. Священник страшно испугался, поняв, что ларец — опасная для них улика. Но разговор их случайно услышал второй священник села, много страдавший от дурного влияния своего настоятеля на прихожан. Таким образом, преступление было открыто и виновные понесли заслуженную кару. Но тело преподобномученика найдено не было: на допросе убийцы показали, что они хотели его сжечь, но оно неведомо куда исчезло.
В начале XVII в. дьяк И. Прокопиев поставил на рябину икону св. Параскевы, от которой начали происходить чудесные исцеления. Это привело к тому, что люди стали поклоняться дереву. Чтобы исправить положение, И. Прокопиев решил построить на этом месте ц. во имя прор. Илии и св. Параскевы.
В 1612 г. он получил благословение на строительство и был поставлен священником в новую церковь, затем, призвав игумена Лаврентия, начал строить монастырь. Так возник Троицкий (Ильинский) Рябинин монастыырь, в кон. XVII в. приписанный к Адрианову Пошехонскому монастырю.
1 апреля 1626 г. старец Рябинина монастыря Иона накануне кончины признался своему духовнику игум. Лаврентию, что знал от отца о месте захоронения Андриана Пошехонского (по мнению В. О. Ключевского, именно игум. Лаврентий впосл. составил «Слово на обретение мощей преподобномученика игумена Андреана»). Со слов Ионы свящ. Лукианом Кузминым была сделана запись «за руками» (т. е. с подписями), а игум. Лаврентий сообщил о месте захоронения преподобного братии Адрианова монастыря.
По прошению игумена Адрианова монастыря Порфирия царь Михаил Феодорович и Патриарх Филарет дали разрешение на открытие и перенос мощей преподобномученика (Патриаршая грамота датируется 12 окт. 1626).
Мощи были обретены 19 ноября, а их торжественное перенесение в соборную Успенскую ц. Адриановой пустынь состоялось 17 декабря 1626 г. Мощи Андриана Пошехонского почивали в открытой раке у правого клироса (совр. местонахождение мощей неизвестно). При гробе преподобного происходили чудеса, что послужило причиной установления местного празднования Андриана Пошехонского, которому была составлена бденная церковная служба, включающая малую вечерню, стихиры на литии, 2 тропаря, 1 канон (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 149-163). Песнопения службы отличаются краткостью, в них используются образы общей мученической службы.
При гробе преподобного Адриана совершилось множество исцелений.
В местной вологодской традиции святой почитался как покровитель рыболовного промысла.
Житиё святого повествует о том, как в 1540г. таинственно явившийся инок указал Адриану место новой обители на берегу речки Вотхи. Адриану сперва не понравилось указанное место. Временно оставив на дереве икону собственного письма (Адриан был иконописцем и из вещей имел с собой лишь эту икону да коробку красок), святой отправился выбирать место по нраву. В тот же час рыбаки поблизости поймали две необыкновенного размера щуки. Обнаружив на соседнем дереве икону, рыбаки приписали чудесный улов её благодатному воздействию — и решили забрать с собой. Внезапно того, кто дерзнул снять икону, разбил паралич. Ужаснувшийся рыбак покаялся, исцелился и поспешил прочь, оставив под иконой в виде приношения хлеб и одну из щук. Вернувшись, Адриан со своим учеником решили не искать уже лучшего места, ибо увидели, как сообщает житиё, что «ЩУКА ОГРОМНА, ХЛЕБ БЕЛ И ВЕЧЕР ПРЕКРАСЕН».
Pages: 1 2