Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин), иеросхимонах
Январь 26th 2016 -
Память 14/27 января, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Екатеринбургских святых
Преподобноисповедник Иоанн родился в 1875 году в деревне Кулаково Тобольской губернии в семье крестьянина Афанасия Кевролетина.
В 18 лет он служит матросом на барже, сплавляет груз по Иртышу. Много соблазнов готовит мир для молодого человека, к тому же видного собой и умеющего заработать свой рубль, но ничто мирское не прельщает Ивана. В те времена много еще было на Руси боголюбивых людей. Русский человек любил ходить по святым местам, проводить посты и праздники в монастырях. Не обходили богомольцы вниманием и Кыртомскую пустынь, находившуюся в 120 верстах от Верхотурья, в густых лесах. Поклонившись Симеону Праведному, многие паломники старались посетить еще и Кыртомку, помолиться с монахами-отшельниками. Основателем пустыни был старец Адриан, монах смиренной жизни, проведший несколько лет на святей горе Афон и получивший там благословение вернуться в Россию, чтобы именно здесь посвятить Богу иноческие труды. В 1894 году Иван поступил послушником в Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь в Пермской губернии.
В начале ХХ века здесь было около восьмидесяти человек братии, и условия жизни были довольно суровыми.
Послушание нес на выделке кожи; это была черная, грубая работа – не для белоручек и мечтателей. Немалое терпение требовалось и в быту, который также был суров. До 12 часов дня вкушать не полагалось, трапеза была самая простая, хлеб подавался только ржаной, чай самый дешевый – кирпичный; сахар не выдавался. Службы совершались строго по церковному уставу, чтение и пение были чинными, неспешными. Но для привычных к крестьянскому образу жизни насельников это не казалось тяжелым. Послушание Ивана в обители заключалось в выделке кож. Иван Кевролетин провел здесь шесть лет.
Пока жив был старец Адриан, у Ивана не было нужды искать духовного руководителя, сейчас же сердце его не могло не устремиться в Верхотурье, где уже несколько лет подвизались иноки, приехавшие с Валаама. Особенно замечательными, духовно авторитетными были схимонах Илия и игумен Арефа.
в 1902 году перешел в Верхотурский Николаевский монастырь, где нес послушание маляра и плотника. Вскоре настоятелем монастыря был назначен иеромонах Ксенофонт (Медведев). При нем в монастыре был сооружен величественный Крестовоздвиженский собор, в котором была помещена главная святыня обители — мощи святого праведного Симеона Верхотурского.
Время шло. Иван нес послушание в малярной мастерской, плотничал, стоял у мощей праведного Симеона.
В 1907 году послушник Иоанн получил долгожданный постриг. Это произошло 20 декабря, в день памяти святого Игнатия Богоносца. Его именем и нарекли новопостриженного. В Верхотурском монастыре была богатая библиотека, поэтому с уверенностью можно предположить, что молодой монах нашел в книгах письмо Игнатия-Богоносца, адресованное одному духовному лицу, и с волнением прочитал его, как прямое обращение к себе.
В 1909 году отец Игнатий становится иеродиаконом. Рукоположение его во священники произошло в 1913-ом, в день торжественного освящения нового собора.
А время уже готовило опустошение и благолепному собору, и святой обители. Большевистские искры долетели и до Урала, тлели в слабых и маловерных сердцах, раздувались в пожар злобы. После революции монастырь был закрыт, но благодаря своей находчивости, смелости и дружбе со многими и многими преданными ему людьми, отец Игнатий до поры до времени избегал арестов. Но в 1925 году отец Игнатий всё же был арестован и пробыл в Нижнетагильской тюрьме 5 месяцев. С 1925 по 1927 гг. служил в храме с.Дымкова Благовещенского района, позже переведен был в храм при Николае-Павдинском заводе, затем в с.Кислово. С 1929г. служил в храме с.Федьково, с 1931г. – в с.Сербшине.
В 1932 году на Урале чекисты развернули большое дело по «чистке от вредного элемента». 29 марта 1932 года был арестован по обвинению во враждебной деятельности и отец Игнатий. На допросах он вел себя простецом, но так, чтобы хитрость его не была заметна. Он разговаривал с ними, как с неразумными, они же неразумным считали его. На вопрос следователя, состоял ли он в контрреволюционной организации, отец Игнатий ответил: «… состоял членом монашеской организации, которая после закрытия Верхотурского монастыря продолжала существовать непосредственно под руководством архимандрита Ксенофонта Медведева…Признаю, что действительно, как монашествующий, по своим взглядам и убеждениям был противником, диаметрально противоположным установкам и мероприятиям советской власти, что иначе не могло быть. Если разделять полностью взгляды советской власти, значит, нужно перестать быть монахом; был и являюсь врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил …».
Pages: 1 2