Преподобная мати Димитра Киевская, основательница Киевского Свято-Введенского монастыря
Март 21st 2016 -
Дни памяти:
26 октября / 8 ноября – день тезоименитства;
9/22 марта – день блаженной кончины;
8/21 августа – день первого (1878 г.) и второго (1996 г.) возвращения святых мощей в обитель.
Святая преподобная Димитра Киевская (в миру Матрона Александровна Егорова) — монахиня, основательница Киевского Свято-Введенского монастыря. Матрона Александровна Егорова родилась в Силистрии (Болгария) в 1810 году в городе Силистрия (Османская Болгария). Была воспитана в духе православной веры.
В юности переехала с семьей в Бессарабию. Мы об этом знаем по косвенным свидетельствам, поскольку впоследствии духовником и распорядителем по завещанию Матроны Александровны Егоровой был священник Кишиневской епархии отец Иоанн (Мармиена), а также часть недвижимого капитала Киевской Введенской общины составляли кредитные билеты Таврическо-Бессарабского банка.
В Бессарабии Матрона Александровна вышла замуж замуж за русского офицера Ивана Егорова. Участница обороны Севастополя во время Крымской войны (1853—1856).Была ранена и контужена. Помогала раненым на поле боя и ухаживала за ними за что получила несколько наград, а также за русско-турецкую войну (1877—1878), во время которой организовала лазарет для раненых воинов в своем доме. Потеряв мужа во время Крымской войны, переехала в Киев осенью 1856 года, где поселилась на Печерске недалеко от Киево-Печерской Лавры.
В Киеве, состоялась знаменательная встреча, благодаря которой изменилась вся дальнейшая жизнь М.А. Егоровой. Промыслом Божиим она познакомилась с митрополитом Исидором (Никольским), занявшим киевскую кафедру в 1858 г. Матрона Александровна неоднократно слышала о добродетелях и праведной жизни Владыки и хотела увидеть его и получить благословение. В лице митрополита Исидора благочестивая вдова нашла не только духовного отца, наставника, который своей заботой и утешением, мудрым словом пришел ей на помощь в трудную минуту ее жизни.
Владыка вселил в нее уверенность в свои силы и сумел убедить ее, что она может многое сделать для блага общества, много полезного внести в великую сокровищницу добра и помощи ближнему. Киевский митрополит Исидор просил Матрону Александровну стать учредительницей религиозной женской общины, для которой предложил и название в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. В память о принятом совместном решении и в благословение Введенской общины, митрополит Исидор преподнес Матроне Александровне досточтимую Боголюбскую икону Божией Матери. Всю свою жизнь благочестивая вдова глубоко почитала Владыку Исидора и ничего не предпринимала без его благословения, находясь во всегдашнем послушании своему духовному наставнику. Будущее вполне оправдало мудрое решение митрополита Исидора, а Матрона Александровна была благодарна Владыке за то, что он оказал ей такое доверие.
Подарок Владыки был началом благодеяниям Митрополита Исидора, которые щедрой его рукой изливались на общину на протяжении всей его жизни. Первые совместные шаги к организации Введенской религиозной общины были сделаны еще в период служения Митрополита Исидора на Киевской кафедре. С благословения и помощью митрополита Исидора Матрона Александровна, начиная с 1860 г. стала покупать для будущей общины смежные дома на улицах Рыбальской и Московской в Печерском районе Киева, и к 1876 г. ей принадлежал огромный земельный участок с многочисленными постройками.
Пребывание Высокопреосвященнейшего Исидора в Киеве было непродолжительным, всего около двух лет. В 1860 году последовало назначение Митрополита Исидора на новую кафедру – он стал митрополитом Новгородским, С.Петербургским и Финляндским. Уезжая в Петербург, на место своего архипастырского служения, Митрополит Исидор обещал Матроне Александровне никогда не оставлять ее своим благоволением, просил при необходимости прибегать прямо к его покровительству и при каждом удобном случае приезжать в Петербург. Матрона Александровна воспользовалась приглашением Митрополита и неоднократно посещала его в столице, ей необходима была помощь, мудрые советы и наставления Владыки. Благочестивая вдова постоянно останавливалась в доме, принадлежавшем Александро-Невской Лавре, и расположенном вблизи монастыря на Невском проспекте.
В течение многих лет Матрона Александровна неустанно воплощала в жизнь свой замысел, а вместе со временем менялась и сама. Осознавая свою причастность к великому и благородному делу и ту ответственность, которая целиком ложилась на ее плечи, Матрона Александровна все свои жизненные силы направляет на созидание Божией обители, на заботы о спасение душ людей, которые придут в будущем под ее кров. Уповая на Бога, на помощь и заступление Всевышнего, она стойко переносила встречающиеся на пути трудности.
Посвятила всю свою дальнейшую жизнь служению обездоленным женщинам и сиротам. В один из своих визитов в г. Санкт-Петербург, приняла тайный постриг с именем Димитра, в честь святого великомученика Димитрия Солунского. В пользу созданной ей Свято-Введенской женской религиозной общине пожертвовала все своё имущество, а также подготовила все предложения по устройству двух церквей общины и заказала изготовление иконостасов. В пользу общины она пожертвовала свои дома с усадебною при них землею и представила основной капитал в 21000 руб.
М. А. Егорова была лично знакома с киевскими митрополитами Арсением (Москвиным)(1860—1876) и Филофеем (Успенским)(1876—1882), которые были свидетелями создания общины и высоко ценили подвижнические труды благочестивой вдовы. Митрополит Исидор в своем дневнике 9/22 марта 1882 г. записал, что незадолго до назначения на Киевскую кафедру Тверского архиепископа Филофея: «… Димитра видела во сне, что будто бы была в покоях митрополита Киевского, и навстречу ей из гостиной вышел совершенно незнакомый ей Архиерей, высокий ростом, худой лицом, сутуловатый и пригласил ее в гостиную. В то же время она передала мне об этом, и через несколько дней узнала о назначении Филофея, который совершенно соответствовал ее описанию, хотя она до этого его никогда не видела». Именно при Киевском митрополите Филофее и при его содействии была учреждена Введенская община.
Свое намерение о создании общины М. А. Егорова изложила в духовном завещании, составленном в С. -Петербурге.
В июне 1877 года она обратилась к Его Высокопреосвященству Митрополиту Киевскому Филофею с прошением об учреждении в границах её имения женской общины под именем Введенской, для призрения 33 вдов и сирот, не имеющих пристанища и средств к существованию, и желающих посвятить себя служению Церкви и ближнему, вести богоугодную жизнь.
Не каждый день ей удавалось видеть Владыку Исидора, множество епархиальных дел, требовавших неотложного решения, занимало практически все его время. Но при каждой возможности Митрополит с удовольствием общался с Матроной Александровной. Его беседы, преисполненные любви к Богу и ближним, наставляли и успокаивали ее.
Матрона Александровна была знакома со многими людьми, окружавшими Владыку и принимавшими живейшее участие в ее богоугодном деле. Эта женщина была одарена высокими достоинствами: ее внутренняя культура и необыкновенно доброе сердце привлекали к себе людей. До самого конца ей не изменяло постоянное доброжелательное отношение ко всем и к каждому. С величайшим почтением Матрона Александровна относилась к эконому Александро-Невской лавры, Соборному иеромонаху Иннокентию, который был ее духовником.
Чаще других ей приходилось общаться с Лаврским Архимандритом Исайей, который был экономом митрополичьего дома. Архимандрит очень хорошо отзывался о ней. Он видел ее всегда в приподнятом настроении: «…Живая, подвижная, быстрая, всюду успевала» — так говорил он о ней, и такой она запомнилась ему на всю жизнь. После смерти м. Димитры, архимандрит несколько раз видел ее во сне, причем всегда в светлых, белых одеяниях, о чем неоднократно рассказывал Митрополиту Исидору, который записал об этом в своем дневнике. В книге «Хроника моей жизни. Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского» автор записал один эпизод, связанный со сновидением архимандрита Исайи: « …О Варшавском архиепископе Леонтии. Митрополит Исидор, посылая его в Москву на погребение митрополита Макария (+ 9 июня 1882 года), пред Синодом обещал ему Московскую кафедру, и в день назначения на эту кафедру другого лица ( Иоанникия Руднева) собственноручною запискою извещал его о сновидении, бывшем эконому его, архимандриту Исайе, в котором известная Матрона Александровна Егорова объявила ему, Исайе, о назначении Леонтия Митрополитом Московским, а этот последний имел неосторожность показать эту записку некоторым из своих знакомых. И каково же было его изумление, когда он в тот же день узнал, что Московская кафедра досталась не ему, а другому – младшему по службе». И все-таки со временем предсказание м. Димитры сбылось. Архиепископ Леонтий (Лебединский) был назначен Московским митрополитом, но в 1891 году, после перевода его предшественника Митрополита Иоанникия (Руднева) на Киевскую кафедру.
В Петербурге Матрона Александровна познакомилась с вдовой полковника Ольгой Федоровной Тимофеевой, которая стала поверенной и ближайшей помощницей Матроны Александровны во всех делах.
Ходатайство М. А. Егоровой было удовлетворено, и Высочайшим Указом от 4/17 марта 1878 г., подписанным Государем Императором Александром II, в Киеве была учреждена новая община на общем положении всех женских религиозных общин в России.
Женские религиозные общины, которые появились в середине XIX века и получили большое распространение, занимали заметное место в деле христианского милосердия. Общины объединяли женщин всех возрастов и сословий с единым духовным намерением – служения страждущим. В отличие от монастырей, в общине не требовалось пострижение в инокини, но соблюдались обет безбрачия и правила религиозной и трудовой жизни. Путь развития и характер этих общин был различен, но каждая из них отмечена личностью и жизненным путем её учредительницы. Первой такой общиной в Киеве стала Свято-Введенская, основанная Матроной Александровной Егоровой.
4/17 марта 1878 г. Император Александр ІІ подписал Указ ( № 58251) об учреждении в Киеве Введенской женской религиозной общины. В пользу общины, согласно завещанию, М.А. Егорова безвозмездно отдавала земельные участки и несколько смежных домов, а также неприкосновенный капитал в виде ценных бумаг на сумму 21.000 рублей. Основательница также подготовила все предложения по устройству двух церквей общины, заказала изготовление иконостасов в С. -Петербурге.
Зимой 1878 года Матрона Александровна занемогла. Последнее время она часто болела, давало о себе знать севастопольское ранение, мучили постоянные приступы головных болей. Но она переносила свою болезнь, уносившую ее физическую силу, с удивительным терпением и выдержкой, без смущения и ропота. Ее ближайшая подруга, Ольга Федоровна, была постоянно рядом и ухаживала за ней, она не слышала ни единой жалобы от больной.
Мужественный прежний дух, прежняя сила воли еще обитали в этом ослабевшем больном теле.
За две недели до смерти Матрона Александровна совершенно отказалась от еды, а затем вдруг почувствовала себя лучше, появился аппетит, она оживилась и повеселела. В это время она получила известие о Высочайшем Указе об основании Общины. Создание Введенской общины Матрона Александровна считала для себя священной обязанностью и чрезвычайно радовалась, когда ее старания увенчались успехом.
Чувствуя свою скорую кончину, близость смерти, Матрона Александровна заблаговременно очистила себя принесением покаяния во всех прегрешениях своих, а также удостоилась елеосвящения и до самой смерти приобщалась животворящих Христовых Таин. С таким благодатным напутствием и упованием на Господа, она безбоязненно ожидала смертного часа. Перед смертью она только попросила, чтобы ее похоронили в киевской Введенской общине.
Матрона Александровна Егорова, скончалась вечером 9 марта 1878 года, с миром и упованием отошла в вечность на 68 году от рождения. В медицинской справке было написано, что смерть наступила вследствие апоплексического удара. На медицинском свидетельстве о смерти стоят подписи Наместника Лавры архимандрита Симеона, эконома соборного иеромонаха Иннокентия, казначея архимандрита Филиппа, ризничного архимандрита Митрофана, игумена Мардария, а также эконома архиерейского дома архимандрита Исайи, тех, кто в последние дни были с ней рядом.
Они же присутствовали при погребении матушки Димитры в Александро-Невской Лавре 13 марта 1878 года.
Скорее всего здесь, в Петербурге, Матрона Александровна приняла тайный постриг, «тайно от людей, но явно Богу». Мы до сих пор не знаем, кем и когда было совершено пострижение в монашество, и эта тайна скорее всего останется нам не ведома. Обряды тайного пострижения как правило нигде не фиксируются и остаются достоянием принявшего ангельский чин. Но без сомнения, обряд пострижения совершился по особому ходатайству Владыки Исидора и его свидетельства о том, что Матрона Александровна давно уже ведет приготовительную к монашеству жизнь. Митрополит Исидор в своем дневнике называл ее монашеским именем
При пострижении она получила имя Димитра в честь св. вмч.Димитрия Солунского — святого, которого болгары считают своим покровителем, а также покровителя воинов.
Решением митрополита Исидора м. Димитра была временно похоронена в Александро-Невской Лавре, в «палатке» при Федоровской церкви, до распоряжения о перевезении тела покойной в Киев.
Дело, которому прп. Димитра посвятила почти половину своей жизни, было продолжено людьми, стремившимися навечно сохранить о ней память.
Через несколько недель после смерти прп. Димитры, в руководство общиной, по рекомендации Митрополита Исидора, была назначена рясофорная послушница Новгородского Десятинского женского монастыря Евпраксия Лебедева, получившая при пострижении имя Евфалия.
В первые годы настоятельства монахиня Евфалия обнаружила необыкновенно предприимчивый и деятельный характер. Выполняя предсмертную волю незабвенной учредительницы Введенской общины монахини Димитры, новая начальница немедленно приступила к работам по устройству церкви, в соответствии с планом, подготовленным самой основательницей.
Все знали, что м. Димитра желала, чтобы местом ее упокоения стала созданная ею обитель.
21 июля 1878 года своим Указом Государь Император разрешил перевезти тело М.А.Егоровой из Александро-Невской лавры в Киев, о чем было уведомлено духовное и светское начальство Киева
Pages: 1 2