Праведный Николай Планас
Февраль 29th 2016 -
Память 17 февраля; 2 марта
Святой Николай Планас родился на острове Наксос в 1851 году. У его родителей Иоанна и Августины был свой сад, а в саду – маленький храм во имя святителя Николая, куда он часто уходил молиться. Николай с детства отличался набожностью, благочестием и простотой в обращении. Дед же его был священником.
Отец Николая Планаса умер молодым, когда сыну было 14 лет; мать взяла Николая с сестрой, и они переехали в Афины. Их жизнь была тяжелой. Мать работала уборщицей, она всегда брала детей с собой, потому что боялась Афин.
В возрасте семнадцати лет по настоянию матери женился, но прожил с женой недолго, только до рождения ребенка. Вероятно, вскоре после родов она умерла, так как о его вдовстве говорится в описании его жизни, упоминается о том, что он был тогда еще совсем молод.
Николая Планаса рукоположили во диакона к храму Преображения в афинском районе Плака 28 июля 1879 года. После своей дьяконской хиротонии он поделил наследство со своей сестрой, а свое имение предложил в залог за дом разорившегося соседа. Как пишет составительница его жития инокиня Марфа: «И вот, освободившись от мирских и имущественных попечений, он всецело и беспрепятственно посвятил себя аскетическому образу жизни великих подвижников-пустынников, только посреди многолюдного града Афин». Через пять лет в 1884 году он был рукоположен во священника к храму пророка Елисея. Потом он получил назначение в храм великомученика Пантелеимона в афинском районе Неос Козмос. Это был небольшой храм, его приход состоял из 13 семей.
Однако ее приглядел для себя какой-то другой священник, который договорился со старостой, и они сместили отца Николая, после чего он попал в храм святого Иоанна Предтечи (его называли «Охотник») на окраине Афин. Этот храм был еще меньше, приход состоял из восьми семей. Вместо зарплаты священник получал кусок баранины в воскресенье накануне мясопустной седмицы или на Рождество. Все годы своего священства он провел в Афинах, никуда из них не уезжал, не прерывал каждодневной молитвенной жизни и отошел ко Господу в феврале 1932 года так же тихо, как жил.
О. Николай был человеком простым, скромным и малообразованным, однако вскоре он стал любимым священником в Афинах. На протяжении более чем 50 лет о. Николай ежедневно служил с 8 утра до 3 дня, и в жару, и в снег, и в народные восстания, и даже во время англо-французской оккупации 1917 года. Он служил в открытых солнцу тесных храмах рядом с Акрополем, это в два часа дня, в июле. Литургию он поставил в центр своего пастырского служения. Его богослужения совершались в полном согласии с уставом, как в монастырях, и в то же время привлекали множество верующих из самых разных слоев общества, опровергая распространенные мнения о необходимости сокращения и упрощения богослужений.
По великим праздникам он каждый день, до отдания праздника, служил праздничные молебны О. Николай ходил служить в другие храмы, например, в церковь пророка Елисея на улице Ареса. Отсюда вышли многие монахи и монахини, здесь пел на клиросе знаменитый греческий писатель Александр Пападиамандис (который описал о. Николая Планаса в своем произведении «Песни Божии»). Когда о. Николая спрашивали, не устал ли он и когда он отдохнет, он отвечал: «Пою Богу моему, дондеже есмь». Служил он и в деревенских церквах, зачастую полуразрушенных.
Полагают, что он был в тайном постриге, однако его никогда не видели в монашеском одеянии. Он носил только облачение приходского священника. Вся его жизнь была связана с молитвой. Поднимаясь рано утром, шел служить литургию в какую-нибудь из афинских церквей или в один из крохотных деревенских храмов. Каждый раз на проскомидии поминал от двух до трех тысяч имен. Во время литургии он часто читал четыре или больше отрывков из Евангелия, просто потому, что хотел «угодить святым». Перечисляя имена святых, не ограничивался общепринятым обычаем произносить несколько имен и заканчивать словами «...и всех святых», но перечислял святых в Синаксарии поименно. После литургии он читал Параклис (канон Божией Матери или одному из святых), а потом шел навестить больных или отслужить водосвятный молебен в домах тех, кто об этом просил. Если оставалось время, он днем немного отдыхал перед вечерней или всенощным бдением.
По пути в храм и обратно отец Николай нес на груди два больших завернутых в материю свертка: в одном были имена живых и усопших для поминания на литургии, во втором — святые мощи. Он говорил, что эти свертки — его «безналичные средства и контракты». Служил он неопустительно, а когда друзья или родственники просили его отдохнуть, он отвечал, скрестив руки на груди: «Пою Богу моему дондеже есмь». Однажды его спросили, почему он каждый день так подолгу молится, и он со свойственной ему простотой ответил: «Вы ведь, когда откроете утром свой магазин, разве не сидите там целый день? А для меня то же самое церковь».
Биограф отца Николая монахиня Марта Пападопулу, бывшая также его духовной дочерью и певчей его храма, пишет:
Пятьдесят лет без перерыва он служил литургию с восьми утра до трех пополудни, во время снежных бурь, в годы восстаний... Даже с приходом англичан и французов в 1917 году он не прервал служение литургии. В накаленных солнцем церковках Акрополя, в тесноте, в два часа дня, в июле он служил при палящем солнце в храмах с одной лишь крохотной дверкой. Священные ризы этого истинного работника виноградника Христова были покрыты потом, будто пеной!
Молитва и богослужение занимали центральное место в жизни о. Николая Планаса. Он постоянно пребывал в молитве. Никогда не произнося пышных и длительных проповедей, он своим примером учил молитве и окружающих его людей.
От других о. Николай не требовал строгих постов, но к себе был очень строг. Он ел только вечером. Был у него свой «Крестовоздвиженский пост» с 1 по 14 сентября и «Архангельский» с 1 по 8 ноября.
Pages: 1 2