Мученики Бидзин, Шалва и Элизбар Ксанские
Сентябрь 30th 2010 -
По приказанию тирана приготовили различные орудия для мучения святого и сказали ему в последний раз: «Исполни приказание царское, о Бидзин! Отвертись Христа твоего. Которого исповедуешь Богом, и не обрекай себя на горькую смерть!» Святой ничего не отвечал им. Блаженный Виссарион говорит: «Он тихо твердил Никео-Константинопольский Символ веры и молитву Господню».
атем мучители приступили к исполнению над ним бесчеловечного приговора. Сперва стали острым орудием отделять каждый состав обеих кистей рук, затем ног до голеней. Несколько погодя стали отнимать составы рук до плеч и ног до таза, так что тело мученика стало подобным пню. Потом начали срезывать с тела понемногу мягкие части. Во время этих ужасных мучений страстотерпец не произносил ничего, только призывал к себе на помощь Господа Иисуса Христа, продолжая читать Символ православной веры и молитву Господню.
От тела святого Бидзина не осталось почти ничего, кроме головы и туловища. Но он еще был жив, и мучители тащили его по земле за волосы и сильно ранили тело страдальца, который едва шевелил губами, тихо славословя Христа. Зрелище было ужасное!
Наконец, после долгого поругания над телом мученика Христова, отсекли ему честную голову.
Бесчеловечные мучители после этого пронзили еще трепещущее его сердце шашкой. Зарытые прежде тела двух мучеников Христовых вынули и вместе с изрубленным на части телом страстотерпца Бидзина выбросили на поругание и на съедение зверям. Приставили также стражей, чтобы святые мощи не были похищены и с честью преданы земле христианами. Страдание святых Бидзина, Элизбара и Шалвы последовало в 1661 году по Р.Х.
В первую ночь после кончины святого Бидзина Господь прославил Своих рабов. На тела спустился с неба светоносный столп, который видели все. Места, обагренные кровью мучеников, освещались также лучами небесного света. Видя такое необыкновенное знамение Божие, множество персов воздали славу Христу, прославившему так Своих святых Воины, которые стерегли тела, устрашились этого чуда и разбежались по своим домам.
Армяне, жители города Нового Джугами, бывшие в то время в Испагани по торговым делам, пришли ночью тайно, собрали и унесли останки святых, и с величайшей осторожностью, с честью скрыли в своей церкви. От мощей совершилось множество исцелений и дивных чудес.
По прошествии нескольких лет супруга блаженного мученика Шалвы, христолюбивая Кетевань, дочь Арагвского эристава Заала, который умер в 1679 году, и сын ее, эристав Ксанский Давид, послали некоторых христиан и одного армянина в Испагань, чтобы они перенесли оттуда в Грузию мощи страстотерпцев Христовых.
Посланные достигли города и упомянутого места, взяли мощи святых мучеников, положили в приготовленный для них ковчег и благополучно возвратились в Карталинию. Кетевань и сын ее Давид, получив бесценное сокровище, пригласили епископов и множество священников. При бесчисленном стечении народа, с величайшей радостью, пением псалмов, каждением, воздавая благодарение Богу, понесли святые мощи в Икортский Архангельский монастырь7. Святые мощи предали земле в соборе, с северной стороны, внутри храма перед колонной. Празднование памяти страдания мучеников было установлено совершать 18 сентября, в славу и честь в Троице поклоняемого Бога, Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Примечания:
1. 1 октября по н. ст.
Страдание этих мучеников подробно описано Католикосом Антонием I.
Князья Чолокаевы, потомки святого мученика Бидзина Чолокашвили,или Чолокаева (Матакарани-Тафель-Декера), живут в Кахетии.
2. См. жития св. великомученицы царицы Кахетинской Кетевани и св. мученика царя Карталинекого Луарсаба.
3.
2. Этот великолепнейший собор, один из первых в Грузии по своей величине и прекрасной архитектуре, подобно горе красуется в верхней долине реки Алазани, он виден с расстояния почти пятидесяти верст. Собор построен в 567г. по Р.Х. по просьбе святителя Иосифа Алавердского чудотворца, ученика святого Иоанна Зедазнийского, знатным сердарием, присланным во время покорения Кахетии персидским шахом Фарасманом Бакуром для управления ею.
Этот собор неоднократно подвергался страшному опустошению персами, лезгинами и другими народами и не раз бывал разрушен и поврежден. В 1770 году он был возобновлен кахетинским царем Падалом. После него собор этот пришел снова в упадок. Когда Грузинской Церковью правил митрополит Исидор, Алавердский храм был им несколько восстановлен и приведен в нынешнее состояние.
4. Пс. 128; 5
5. Ср. Ис. 53; 7 и Рим. 8; 36.
6. Сидеть на осле в Грузии и Персии считается самым тяжким позором и уничижением для знатных и богатых лиц.
7. Икортский монастырь знаменит своей древностью. Первоначально на месте нынешнего монастыря Архангелов в Вирше построена была церковь святых Архангелов. В это время в Греции царствовал или Юстиниан I (627 — 665гг.), или Юстиниан II (686-695гг.), а в Грузии Стефанос II, сын Адарнаса, умершего в 663 году.
Древнее сказание упоминает о Вирще и о виршийском владетеле, построившем церковь Архангелов. Впоследствии храм этот обращен в обитель князьями Эриставами. Монастырь теперь упразднен. Эта древняя святыня Грузии находится на южном склоне горы Орбозали. Высота местности 3600 футов. Она отстоит от Тифлиса по почтовой дороге на 88 верст, а от города Гори на 25 верст. Обитель пребывает теперь в запустении, не совершается здесь Божественная служба, хотя в храме почивают святые нетленные мощи великомучеников.