Мученик Димитрий Сливенский
Февраль 11th 2014 -
Память 30 января/ 12 февраля
Димитрий Сливенский родился 9.10.1818, г. Сливен в семье благочестивых Ивана и Комны, которые 8 лет не имели детей.
Родители рано умерли, младшего брата увели цыгане, и Димитрий Сливенский в юном возрасте остался один. Когда дом развалился, а земельный участок присвоил сосед-турок, он стал слугой мусульманина, который полюбил юношу и уговаривал его принять ислам. Но Димитрий Сливенский отвечал: «Наша христианская вера дана нам Самим Господом Иисусом Христом, а ваша вера дана обыкновенным человеком Мухаммадом». Хозяин выгнал его, и он стал помощником пекаря. В беседах с мусульманами юноша часто говорил о преимуществах христианства перед исламом. Это вызвало ненависть мусульман, и они попросили главу города наказать юношу.
Вскоре Димитрия Сливенского позвали на пир в честь прибытия нового судьи. Судья настойчиво предлагал юноше вместе с ним выкурить табак и выпить ракию, но тот отказывался. Тогда судья, расхвалив Димитрия Сливенского, пообещал, что если он примет ислам, то повелит пекарю сделать его своим зятем и отдать половину состояния. Подыгрывая, Димитрий Сливенский ответил: «Было бы так, господин!» Эти слова присутствующие сочли согласием, и один из мусульман снял свой пояс и стал из него делать чалму для Д. С. Тогда юноша заявил: «Неужели вы мои слова приняли за правду? Знайте, я христианин и верю в Бога Иисуса Христа, никогда не отрекусь от Него и не обращусь к вашему Мухаммаду, который не послан Богом, а самозваный пророк, предводитель неверных!» — и убежал из города. Несколько дней он прятался в Сливене, а потом пошел в Русе, надеясь найти защиту у митрополита Русенского (имя митрополита не указано, Русенская епископия получила статус митрополии только в 1872). Митрополит его тепло встретил, 3 дня укреплял в вере и подарил золотую монету и крестик. Димитрий Сливенский половину стоимости монеты раздал бедным и отправился в Валахию, надеясь найти работу. Но, приняв решение пострадать за Христа, в с. Жеравна он сдался турецкой страже. Его отвели в Сливен и заточили в темницу. Судья предположил, что если через 3 месяца юноша вернулся обратно, значит, одумался и желает принять ислам. Но Димитрий Сливенский достал подаренный митрополитом Русенским крестик и исповедал веру во Христа. Судья дал ему 3 дня на размышления и сказал, что в случае отказа принять ислам его ждет наказание. Городской совет старейшин потребовал от судьи либо заставить юношу принять ислам, либо казнить его.
Православная община Сливена добилась разрешения на посещение Димитрия Сливенского иером. Стефаном. Ему юноша рассказал историю своей жизни и конфликта с судьей. Целый год Димитрий Сливенский в темнице терпел жестокие истязания. Судья в присутствии старейшин города уговаривал Димитрия Сливенского принять ислам, но юноша исповедовал Христа.
28 января 1841 г. из Стамбула пришло подтверждение смертного приговора с условием дать осужденному последний шанс одуматься. Но мученик заявил, что может просить лишь Господа и Пресв. Богородицу принять его душу. Незадолго до казни иером. Стефан исповедал и причастил юношу.
30 января 1841 г., в 8 часов утра, Димитрия Сливенского повели к лобному месту, которое находилось близ пекарни бывшего его хозяина. После 3-го удара палача голова мученика упала на землю. Православные стали смачивать платочки в крови мученика, чтобы принести их домой как благословение.
Иером. Стефан взял перст Димитрия Сливенского и в ящичке положил его под престолом в кафедральном соборе во имя вмч. Димитрия Солунского. При митр. Сливенском Гервасии (1897—1919) мощевик закопали под престолом. Тело мученика под охраной до вечера лежало на лобном месте. Судья велел бросить его в реку, т. к. Коран запрещает погребать хулителей Мухаммада, но уступил просьбе православных священников и выдал им тело. Отпевание Димитрия Сливенского совершили иеромонахом Стефан и священник Янко и похоронили его на территории сливенского метоха афонского монастыря Дохиар.
Возможно, жизнеописание мученика Димитрия составил вскоре после его смерти иером. Стефан, который навещал в темнице и отпевал мученика, либо иные свидетели событий.Последующие публикации Жития Димитрия Солунского являются редакциями версии еп. Парфения.