Лев, папа Римский
Март 3rd 2011 -
Святой Лев, папа Римский
Сергиев Посад. иконописец: монахиня Иулиания (Соколова).
Память 18 февраля/ 3 марта; 12/ 25 ноября
Великий святитель и пастырь Божией Церкви — Лев, папа римский, родом был из Италии; отец его именовался Квинтианом.
С юных лет святой Лев был обучен всякой книжной премудрости, познакомился с внешней философией1 и был наставлен в добродетелях христианских. Возлюбив духовное житие более мирского, он сначала был архидиаконом2 у папы Сикста III-го3. За свое высокое целомудрие и чистоту он, по смерти Сикста, единогласно был избран в первосвятителя Римской церкви. Как добрый пастырь, святой Лев усердно пас словесных овец Христовых, полагая за них свою душу.
Проповеди Поученіе. Св. Левъ, папа римскійСвятитель Лев,папа Римский
Литературное наследство: Окружное или соборное посланіе, писанное къ Флавіану, архіепископу Константинопольскому (противъ ереси Евтихія)
В то время лютой мучитель Аттила, предводитель гуннов*, называвшийся бичем Божиим, завоевав много стран, пришел и в Италию, намереваясь и ее опустошить огнем и мечем. Видя, что никто не может сопротивляться грозному завоевателю, папа Лев обратился с прилежной молитвой к Богу и, наложив на себя пост, призывая на помощь святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, со слезами умолял Господа, чтобы Он защитил Своих рабов от свирепого врага. Почерпнувши в молитве мужество и твердость, святой Лев решил отправиться к мучителю, чтобы утишить его гнев и прекратить его ярость, готовый в случае нужды даже положить душу за овец своих. Мудрыми сладкоглаголивыми и боговдохновенными словами беседовал он с Аттилою и превратил его из лютого волка в кроткую овцу; грозный и неукротимый воитель смиренно и мягко внимал словам угодника Божия, удивляясь его архиерейскому величию и ужасаясь пред святостью честного лица его. Исполнив всё по желанию святого Льва, грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли.
Воеводы Аттилы немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу:
— Почему ты убоялся одного только римлянина, пришедшего без оружия? почему ты повиновался ему? почему ты, словно побежденный, предался бегству, оставляя в Италии такое множество богатств?
— He видели вы того, что я видел, — отвечал им Аттила, — а видел я двух ангелоподобных мужей, стоявших по обеим сторонам папы (это были святые первоверховные Апостолы Петр и Павел); в руках они держали обнаженные мечи и грозили мне смертью, если я не послушаюсь Божия архиерея".
Таков был великий угодник Божий Лев, наводящий страх не только на невидимых врагов, но даже и на видимых, горячо любимый овцами, так как ради них он не убоялся идти к страшному завоевателю, готовясь в случае нужды даже пострадать от него.
Во время его святительства после еретика Нестория4 выступили: Евтихий, архимандрит Цареградский, и Диоскор, патриарх Александрийский5, бесстыдные хулители, которые сливали два естества во Христе Господе нашем, Божеское и человеческое, в одно. Своею ересью они сильно смущали Церковь Божию. Собрав в Ефесе6 свое неправедное соборище7, они несправедливо осудили и замучили святого Флавиана, патриарха Цареградскаго8, защитника православия, и много зла причиняли православным. Тогда святой папа Лев употребил всё свое старание к тому, чтобы укрепить и умиротворить Церковь, смущаемую еретиками; он писал к царям, сначала к Феодосию9, потом к Маркиану10, чтобы они созвали вселенский собор. Наконец, в царствование Маркиана и Пульхерии11 созван был против Евтихия и Диоскора, проповедующих во Христе Господе единое естество, единое действование и волю, вселенский собор в Халкидоне12, по счету четвертый, — на котором было 630 святых отцов13. На сем соборе святейшему папе Льву нельзя было присутствовать, — как по причине продолжительности пути и преклонного возраста, так и потому, что невозможно было ему удаляться из Италии вследствие часто случавшихся тогда нашествий врагов на эту страну; посему он послал своих наместников: епископов Пасхазия и Лукентия и пресвитеров Вонифатия и Василия. Во время прений с еретиками на том соборе, многими овладело сильное сомнение; тогда по повелению святых отцов, по поводу возражений еретиков, было прочтено послание святого Льва, папы римского, писанное к бывшему перед тем патриарху Цареградскому святому Флавиану, который созвал против Евтихия поместный собор в Константинополе. О сем послании рассказывается, что сам святой верховный Апостол Петр своей рукой апостольской исправил его; свидетельство об этом мы находим в Лимонаре святого Софрония Иерусалимского14:
— Поведал нам, — пишет святой Софроний, — авва Мина, настоятель киновии, именуемой Саламановой, находившейся близ Александрии, что он слышал такой рассказ аввы Евлогия, Александрийского патриарха15. Когда пришел я (рассказывал Евлогий) в Константинополь, я жиль с господином Григорием, архидиаконом римской Церкви, мужем по истине отменным и добродетельным и часто беседовал с ним. Он-то и рассказал мне о блаженнейшем и святейшим Льве, папе Римском: именно о нем записано в церкви Римской следующее: когда святой Лев написал послание к святому Флавиану, епископу Константинопольскому, против злочестивого Евтихия и Нестория, он положил сие послание на гробе первоверховного Апостола Петра, а сам с молитвой и постом просил сего Апостола:
— Если я, как человек, в чем-либо ошибся, или же чего-нибудь не пояснил, то ты, которому от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа поручена Церковь и сей престол, исправь сие.
Спустя сорок дней ему во время молитвы явился Апостол и сказал:
— Прочитал и исправил.
Взяв свое послание с гроба блаженного Петра, Лев раскрыл его и нашел его исправленным рукою Апостола. Сие сообщает нам святой Софроний.
Когда это послание святого папы Льва было читано на вселенском четвертом соборе, то все святые отцы воззвали:
— Святой Апостол Петр глаголет устами Льва.
Таким образом, отцы собора в своих суждениях основывались на послании святого Льва и этим посланием посрамили еретиков. Не только тогда, но и потом, грамота сия, утверждающая православие и заграждающая уста еретикам, была в великом почитании у святых отцов, и между прочим у вышеупомянутого блаженного Евлогия, патриарха Александрийского. Сей Евлогий в то время, как еретики сильно хулили послание Льва и возражали написанному в нем, крепко защищал его, посему он приятен был святому Льву, уже отшедшему в то время из сей жизни и предстоящему вместе со святыми пред Богом.
Примечания:
1 Внешней философией назывались произведения языческих философов — Платона, Аристотеля, Пифагора и других, т. е. тех писателей, которые, по вере, находились вне Церкви Христовой.2 Архидиакон — старший или первый диакон. При каждой епископской кафедре было по одному архидиакону. В древней Церкви должность архидиакона почиталась очень почтенной, и архидиакон был одним из самых приближенных лиц к епископу. Часто в епископы избирались архидиаконы, как это можно видеть на примере святого Афанасия Великого, Льва, папы римского, и многих других. Ныне архидиаконами называются первенствующие иеродиаконы, т. е. диаконы монашествующие в больших монастырях, особенно ставропигиальных, и кафедральных соборах. Звание это дает только первенство чести, а не власти, потому что архидиакон не есть начальник диаконов, а только первый из них по месту в служении и собраниях. 3 Папа Сикст III-й занимал римскую кафедру с 432 по 440 г 4 Несторий, патриарх Константинопольский, занимавший кафедру с 428 по 431 г., проповедовал еретическое учение о том, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а — человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный, за. святость жизни, особенной благодати Божией, и спасающей нас не искупительною смертью, а наставлениями и примером жизни. За эту ересь Несторий отлучен от Церкви на III Вселенском соборе и умер в ссылке 436 года. 5 Занимал александрийскую патриаршую кафедру с 444 по 451 г. 6 Ефес — город на западном берегу Малой Азии, бывший первоначально центром малоазийских греческих колоний, а во времена императоров — один из главных городов Малой Азии. В Ефесе провел остаток жизни и скончался святой Апостол Иоанн Богослов. Здесь также имел заседание III Вселенский Собор. 7 Это было в 449 году. 8 Св. Флавиан занимал Константинопольскую патриаршую кафедру с 434-447 г. 9 Царствовал с 408 по 450 г. 10 Царствовал с 460 по 467 г. 11 Святая Пульхерия, сестра императора Феодосия, была супругою императора Маркиана. Память ее — 10 сентября. 12 Халкидон — предместье Константинополя, находился против него, на азиатском берегу Босфора. 13 Заседание собора открылись 8-го октября 451 года. 14 Святой Софроний был иерусалимским патриархом с 684 по 644 год. До своего избрание в патриарха, Софроний сначала подвизался в Палестинской обители преподобного Феодосия, под руководством известного подвижника Иоанна Мосха, а потом с ним же посещал Фиваидских (Египетских) пустынников. Подвиги и чудеса последних он изобразит в одной книге, которая называется Лимонар (от греч. — луг, пажить) и представляет собою как бы собрание цветов добродетелей с луга духовного. 15 Святой Евлогий занимал патриаршую кафедру в Александрии с 579 по 607 г. Память его — 13 февраля.
Pages: 1 2