Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый
Ноябрь 23rd 2014 -
Память: 13 /26 августа и 11/ 24 ноября
Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно.
Подвиг добровольного юродства, Христа ради, был особо распространен на Руси. Эти блаженные святые люди не уходили в пустыни, чтобы молиться за весь мир, а наоборот, они приходили в города, жили среди людей и терпели от них многое, но они были со своим народом и несли все тяготы его жизни. Юродивых Господь обычно являл для мира в сложное для народа время. Блаженные настолько любили людей, что они не могли их оставить в трудное для них время, они были рядом, но по своему смирению скрывали свою святость под обличием безумия для мира сего. Высказывались юродивые образно, прикровенно, порой народным языком пословиц, но их слова доходили до самого сердца человека. Они претерпевали еще большие страдания, чем обычные люди, и народ ценил их смирение, был готов их слышать и прислушиваться к ним — от самого бедного простолюдина до царя. Русь любила своих юродивых, а они — свой народ. Так и блаженный Максим не ушел спасаться в пустыню или монастырь, а жил на улицах многолюдной и шумной Москвы XV века, в тяжелые для русского народа времена — набеги Орды, засуха, эпидемии. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно.
В любое время года Максим ходил почти нагим, не имел своего крова, скитался по улицам, чаще всего жил под открытым небом в зной и холод, питался только той скудной пищей, что ему подавали люди, он не имел семьи и был по-человечески одинок. Это трудно понять современному человеку: зачем человеку, живя в тех трудных для страны исторических условиях, обременять себя добровольно еще большей нуждой? Терпя все лишения, святой Максим не оставлял молитву ко Господу — тем укреплялся и спасался. Пути Господни неисповедимы. Человек — это прежде всего его душа, мысли, стремления. Блаженный Максим добровольно отказался от всех благ мира сего и даже от своего ума, ради спасения своей души и ближнего, ради соединения со Христом в земной и вечной жизни. Это любовь. Любовь ко Христу и к людям. Вся его жизнь являла собой обличение тления, пустоты и безумия мира. Многих людей святой Максим поддерживал и утешал своими словами, а некоторых и обличал для вразумления.
Он терпел от людей обиды, насмешки и презрение, внешним безумием скрывал свою мудрость, тем самым очищал свою душу и сердце от гордыни, желания славы и страха для встречи с Богом, он учился любить людей и ненавидеть грех. Прежде всего он очищал от греха свою душу, но и не оставлял ближних погибать во грехе. Святой Максим не боялся говорить правду всем нуждающимся во вразумлении и обличении, даже сильным мира сего, тем самым являя любовь и неравнодушие к человеку. Для назидания ближних он часто появлялся в многолюдных собраниях, на торжищах, не гнушался входить в общества порочные и под покровом юродства обличал нечестие, приводил на путь покаяния самых огрубевших грешников.
Все свои добрые дела он старался совершать тайно, даже его обличения и наставления имели форму прикровенную, на первый взгляд непонятную, но вскоре человек понимал, о чем ему говорил святой. Блаженный Максим видел сердца людей и старался их предупредить от совершения греха. Иногда обличал людей и явно, но под строгим запретом хранить услышанное в тайне. Если же святой Максим замечал, что люди начинали его почитать, восхвалять, то он эти мнения людей старался уничтожить странными или неблагоприличными поступками, мнимым участием в недобродетельных действиях, порой нарушением церковных традиций, правил.
Pages: 1 2