Блаженный Иероним Стридонский
Июнь 27th 2011 -
Память 15/28 июня.
Святой Иероним) — иллирийский церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается в православной и в католической традиции как святой и один из учителей Церкви
Иероним родился, как полагают, между 330–340 гг. в Стридоне, лежащем на границе Далмации и Панионии (на с. -в. Балканского п-ова).
Славянин родом (из г. Стридона в Далмации), сын достаточных родителей, он в Риме получил лучшее образование своего времени. Имел брата Павлиниана и сестру.
Происходил он из христианской семьи
Иероним был человеком большого интеллекта. Он изучал философию в Риме, где он принял крещение от папы Дамаса уже в зрелом возрасте, хотя его родители были христианами.
В 354 г. бл. Иероним поступает вместе с товарищем детства — Бонозом — в школу знаменитого римского грамматика Элия Доната., знатока античной и христианской литературы того времени. Со временем стал одним из самых образованных Отцов Церкви. В Риме он был возведён в сан священника, но нажил себе много врагов и вынужден был уехать.
Затем он изучает риторику у популярнейшего ритора того времени Марийя Викторина Арфа.
Греческую философию изучает в изложении Цицерона и Сенеки.
Здесь завязывается его дружба с Вонотием и Руфином Аквилейским.
Останавливается в Трире, возобновляет свои занятия. Там в нем созревает решение целиком посвятить себя Богу и аскетическим подвигам.
Направляясь в Палестину для поклонения святым местам, останавливается здесь по причине болезни (370 г.)
Здесь он видит свой знаменитый сон: " ... Внезапно я был охвачен духом и поставлен перед престолом Судьи... Когда меня спросили, кто я такой, я ответил —христианин. Ты лжешь, — был ответ. — Ты последователь Цицерона, а не христианин. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”. Я сразу же онемел, и пока меня побивали плетьми (так как Он приказал меня наказать плетьми), я более мучился от огня совести... Я произнес клятву и призвал имя Его: “Господи, если у меня когда-либо будут мирские книги или если я буду читать их, то это значит, что я отказался от Тебя”... С того времени я читал книги Божьи с большим рвением, нежели я до того читал книги человеческие. " Письмо 22:30
В 373 г. он отправился на Восток, оставался в Антиохии, где познакомился с ученым Аполлинарием, впоследствии еретиком, и слушал у него уроки по толкованию св. Писания; затем удалился в пустыню Халцидскую, где предался подвигам аскетизма и изучению языков еврейского и халдейского.
Вместе с друзьями принимает послушание у Хромациуса, епископа Аквилейского.
Не стремясь разобраться в многочисленных антиохийских сектах, он держится в стороне от всех.
В 374 г. удаляется в Халкидскую пустыню (являлась центром сирийского подвижничества) , где стал аскетом. Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей»
Волнения среди Халкидского монашества (из-за разногласия между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия) заставили бл. Иеронима вернуться в Антиохию. Здесь епископом Павлином (362-388) он был посвящен в сан пресвитера.
По дороге из Сирии в Рим посещает Константинополь.
Здесь знакомится со свт.Григорием Назианзином и свт.Григорием Нисским. Благодаря им Иероним знакомится с творениями Оригена и становится его ревностным почитателем.
Похоже, присутствовал на Втором Вселенском соборе.
Прибывает в Рим в 382 г. На соборе 382 г. участвует в рассмотрении Мелетианского раскола.
Иероним исполняет обязанности личного секретаря и библиотекаря папы Дамаса (366–384)
Папа Дамас поручает Иерониму пересмотр лат. переводов Библии Представляет папе отредактированный НЗ и Псалтирь (382-83).
Пишет ряд полемических и нравственно назидательных произведений.
Собирает кружок знатных матрон, которые под его руководством изучают Слово Божье.
После смерти папы Дамаса (11 декабря, 384), положение Иеронима становится очень трудным, так как многие не могут смириться с его резкой критикой.
Спустя несколько месяцев он вынужден оставить Рим.
Посещает Антиохию.
Посещает Александрию. Здесь слушает Дидима Слепого
В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме. За ним туда последовала римская аристократка Павла, которую он обратил в христианство. Она основывала обители и монастыри, и именно здесь в течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Здесь в течение 15 лет работает над своим переводом Писания, получившим название Вульгаты (Vulgata). Его Вульгата — был одиннадцать столетий спустя провозглашён Тридентским собором в качестве официального латинского перевода Священного Писания.
По его указанию были построены мужской и 3 женских монастыря, и в первом из них Иероним проводит последние 33 года своей жизни.
Здесь он целиком отдается научной работе и собирает богатую библиотеку.
Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год.
Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим. Иероним Стридонский признается у нас лишь блаженным — тогда как в Западной Церкви он канонизован в святые, — по условиям канонизации в древ. вселенской церкви, по которым даже вел. святые Востока и Запада были лишь местночтимыми, до времени Константина Порфирогенита (см. Канонизация). Иероним принадлежит всецело Западу, для которого он местный святой, в силу великих услуг, оказанных Западной Церкви. На Востоке, где он провел около половины жизни, его знали не столько как монаха-подвижника, вроде Илариона или Антония, сколько как ученого аскета, вроде Оригена. Полемика, которую он вел с Руфином и другими учеными и неучеными врагами, отличалась иногда страстностью, запальчивостью; гордый и самолюбивый, Иероним знал, по-мирски, себе цену и был чужд монашеского смирения. Все это, в связи с любовью его к языческим классикам, не давало ему, в глазах восточных людей, репутации святости.
Некоторые средневековые источники, такие, как Мавро Орбини, утверждали, что Святой Иероним является создателем глаголической азбуки. Бенжамин Шульце в своей книге приводит алфавит, созданный Иеронимом.
Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из неё занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником. Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Оставленного без присмотра осла украли грабители и продали каравану купцов, которые его увели. Вернувшись, лев не нашёл осла и, глубоко опечаленный, пошёл обратно в монастырь. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу. Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привёл целый караван в монастырь. (Основание этой легенды можно найти в житии преп. Герасима (Иорданского).) В связи с этой легендой Иероним в западно-европейской живописи почти всегда изображался в сопровождении льва
Тропарь блж. Иерониму Стридонскому
Велика имеет тя предстателя, Богомудре, / православных собрание, / якоже убо преподобных еси собеседник / и Божественныя премудрости сопричастник, / тако, пречудне Иерониме, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.
Pages: 1 2 3