Благоверная княгиня мученица Евпраксия Псковская
Октябрь 28th 2014 -
Память: 16/29 октября в день мученической гибели и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых
Святая благоверная княгиня Евпраксия Псковская, в миру Евфросиния, дочь полоцкого князя Рогволода Борисовича и тетка святого благоверного князя Довмонта-Тимофея (память 20 мая/2 июня), была женой псковского князя Ярослава Владимировича.
Родилась, возможно, в 1170-е годы и не позднее 1181. Воспитывалась в полоцком Спасо-Преображенском монастыре.
В детские годы юная княжна получила прекрасное образование в школе, основанной преподобной Евфросинией при Спасовом монастыре, где обучалась Закону Божиему, Священному Писанию, пению, иностранным языкам, а также «чистоте душевней…, ступанию кротку, гласу смирену, слову благочестну, … при старейших молчати, мудрейших послушати, ко старейшим покорением, к точным и меншим любовь без лицемериа, мало вещати, а много разумети».
В этот же период подвизались в монастыре племянницы его преподобной основательницы Агафия и Евфимия. Княжна росла в ореоле святости преподобной, и в её сердце, как на доброй почве, проросли благодатные всходы живой веры, уважения к старшим, доброты, отзывчивости.
Примерно в 30-летнем возрасте вышла замуж за псковского князя Ярослава Владимировича, став, вероятно, второй его женой.
Зимою 1218 года немцы-рыцари впервые напали на новгородские владения. Новгородцы выставили против врагов своё войско под предводительством псковского князя Владимира Мстиславича. Немцы быстро отступили и затворились в эстонском городе Медвежья Голова (Оденпе, Киренпаа, теперь Отепя – город в современной Эстонии), но после семнадцатидневной осады сдались. Много рыцарей было взято в плен.
В это же время вся Русская земля, кроме Новгорода и северных земель, оказалась под властью Орды. Южная Русь вся была разграблена, города лежали в руинах, русских людей угоняли в плен. Хан Батый во главе многочисленного войска устремился к Новгороду. «Новгородские и псковские князья свои войска в войне с немцами ослабили, легко мы их земли завоюем», — радовались татары.
Испугался Батыева нашествия честолюбивый князь Ярослав. Оставил он во Пскове на произвол судьбы свою супругу, княгиню Евфросинию, сбежал в Ливонию. А татарский хан неожиданно повернул свои войска назад и направил их в половецкие степи, к реке Дон.
Стал Ярослав Владимирович воевать на стороне ливонских рыцарей, неоднократно нападая с ними на родную псковскую землю. В 1233 году он вместе с немцами захватил древний русский город Изборск. Но псковичи город отбили и князя-отступника взяли в плен и заточили в Северный Переяславль. Вот как говорит об этом псковская летопись: «Лифтляндцы взяли Изборск, подведены будучи к оному Псковским же бывшим князем Ярославом Владимировичем и некоторыми черниговскими боярами...; но псковичи отняли сей город и князя Ярослава с сообщниками поймав, отощали в Новгород к князю Ярославу Всеволодовичу, который сослал его на заточение в Переяславль. Однако ж сей, освободясь оттуда, опять ушел к лифтляндцам...»
После своего возвращения в Ливонию Ярослав Владимирович окончательно встал на сторону врагов земли Русской.
– Отступи от веры своих предков — Православия, прими веру римскую, а мы тебе отдадим в жены знатную и красивую девицу-немку и получишь во владение богатый город Одемпе.
Один Господь ведает, сколько бед и скорбей пришлось вынести благочестивой княгине Евфросинии, оставленной неверным супругом. Однако не в характере преподобной было предаваться унынию. Кому, как не ей, воспитанной на примере своих сродниц преподобной Евфросинии и Евпраксии, принявших иночество, было знать, что земная жизнь скоротечна, главное же – унаследовать Царствие Небесное.
Обратилась княгиня к подвижничеству. Основала она во Пскове женский монастырь Святого Иоанна Предтечи. Каменный храм Предтече, построенный ею, и сейчас цел и сам собою говорит как о своей древности, так и о благочестии псковской княгини. Не пожалела денег преподобная на строительство дома Божия, выписала кирпич из заграничных мест. Сложен он из крепких, тесаных плит вперемежку с четвероугольными кирпичами такой глины, обжига и цвета, каких нет более ни в одном храме Пскова; кирпичи весьма сходны с голландскими и английскими.
По благочестивому обычаю тех лет княгиня уневестила себя Иисусу Христу. Она приняла монашеский постриг в Иоанно-Предтеченском женском монастыре Пскова с именем Евпраксия. Из богатого терема переселилась в монастырскую келью. Отдала она все свои сбережения на святую обитель. Вскоре благоверная княгиня Евпраксия стала настоятельницей монастыря в сане игумении. В святой обители её сердце обрело мир и утешение. А монастырь стал славиться так же, как и монастырь преподобной Евфросинии Полоцкой. Под мудрым руководством матушки Евпраксии обитель стала центром просвещения.
В 1240 году ливонские рыцари и бывший псковский князь Ярослав снова осадили и взяли Изборск, а затем, подступив под Псков, выжгли посад и через предательство одного именитого горожанина взяли и сам город и новгородские владения.
Захватчики установили во Пскове свои порядки, поставили тиунов и двух правителей управлять городом. Рыцари грабили и убивали купцов и крестьян, оскверняли и разрушали православные храмы, стремясь утвердить свою веру на Русских землях. «Вопль и стоны раздавались по всей земле», — пишет летописец. В это страшное время стараниями святой игумении удалось сохранить ценности монастыря Святого Иоанна Предтечи и библиотеку.
Два года длилась оккупация Пскова. В 1242 году на защиту Русских земель встал князь Александр. Он освободил Псков и, по своему милосердию, отпустил почти всех пленных на свободу.
– Не успокоятся немецкие рыцари, – решил князь Александр. – Надо готовиться к битве великой, которая всё решит.
И вот разведчики донесли ему, что ко Пскову движется огромное рыцарское войско. Помолившись и получив благословение в храме Святой Троицы во Пскове, призвав на помощь Господа и Пречистую Матерь Его, выступил Александр на битву на лед Чудского озера.
После победы Александра Невского над немецкими рыцарями вызвал князь Ярослав Владимирович бывшую супругу, игумению Евпраксию, в город Оденп. Пообещал князь-отступник Ливонскому ордену пожертвовать на его восстановление половину своего оставленного во Пскове имущества, рассчитывая в том числе и на приданое своей брошенной супруги.
Для переговоров игумения выехала со своей келейницей монахиней Снандулией. Встреча закончилась убийством 8 мая 1243 года игумении Евпраксии и её сподвижницы монахини сыном немецкой жены Ярослава Владимировича.
Мощи праведницы были перенесены во Псков. Погребение их состоялось в родном монастыре, в соборе Иоанна Предтечи. Монахиня Снандулия также была погребена в Иоанновском соборе у северной стены, возле входа на хоры, рядом со своей игуменией.
Преосвященный Филарет полагает, что мученическая смерть Евпраксии была делом жадного до корысти немецкого папизма, изливавшего месть свою над нею за неудачи Ярослава и за свое собственное бесславие, присоединяя к тому еще то, что смерть праведницы последовала на другом году после знаменитой победы святого благоверного князя Александра Невского над немцами.
Через 10 дней после мученической кончины святой Евпраксии открылось знамение, описанное в Псковской летописи так: «В 18-й день мая 1243 года явилось знамение от иконы Спасителя, стоящей над гробом княгини, супруги князя Ярослава Владимировича, которую убил пасынок ее в Медвежьей Голове: 12 дней истекало миро от иконы и наполнило 4 вощаницы, как скляницы. Две вощаницы привезены были на благословение в Новгород, а две оставлены во Пскове. Слава Тебе, Господи! давшему нам грешным и недостойным рабам такое благословение! Уповаем на Тебя, Вседержитель! Ты человеколюбивый призираешь на нас убогих великою милостью».
Лик праведной княгини был изображен древним письмом на двух иконах: на одной она молится пред Иоанном Предтечею и апостолом Андреем; другая икона — при чудотворной иконе Спасителя. Пересказ летописного сообщения о мироточении имелся на медном подсвечнике и на камне, вделанном в стену придела (снесен при реставрации собора). При гробнице святой Евпраксии хранился настоятельский посох из черного дерева, по преданию ей принадлежавший. Мощи преподобной почивали в монастырском соборе под спудом до 20-х годов ХХ века.
В советские годы Иоанновский монастырь был закрыт, гробницы уничтожены, погребения разграблены.
Pages: 1 2