Священномученик Зенон Веронский (Видео)
Апрель 24th 2013 -
День памяти: 12 (25) апреля
Священномученик Зенон был уроженцем северной Африки (родился на территории нынешних северного Марокко или Алжира). Имя «Зенон» ( Zeno) является сокращением от греческого «Зенодот» (Zenodotos). На немецкий и русский языки «Зенодот» можно условно перевести как «Данный Зевсом». В России встречается и альтернативное написание имени св. Зенона — «священномученик Зинон, епископ Веронийский».
Путешествуя по разным странам с намерением получить христианское образование, он пришел в Италию и поселился здесь в городе Вероне1. Жители этого города, видя добродетельную жизнь святого, избрали его своим епископом. Прославился борьбой с арианской ересью в период правления императоров Констанция и Валента.
Хотя гонение на христиан в это время уже прекратились, но еще повсюду было множество язычников, которых Зинон и просвещал светом учения христианского. Сверх того, ему пришлось вести борьбу с арианами2. В этой борьбе он оказался твердым исповедником истин православия, не отступившим от него несмотря на гонение, воздвигнутые на православных императорами, покровительствовавшими арианству, Констанцием3 и Валентом4.
Неизвестно, когда и каким образом пришел к христианской вере и где принял монашество движимый миссионерским духом Зенон. По преданию, он добывал себе пропитание рыбной ловлей. По этой причине святого, прозванного веронцами «мавром», часто изображают с посохом и книгой, к последним добавляют удилище и две рыбы. В древней веронской церкви Св. Зенона, построенной на том месте, где, согласно местной легенде, молился и рыбачил на берегу Адидже св. Зенон, ныне хранится большая каменная глыба, на которой он сидел во время рыбалки.Покрыто неизвестностью и время появления «темнокожего проповедника» в Вероне, где Зенон был посвящен в сан епископа 8 декабря 362 г.
Одним из важнейших аргументов в пользу африканского происхождения Зенона является его проповедь, посвященная мученичеству св. Аркадия, пострадавшего предположительно в Cев. Африке в г. Кесария Мавританская (ныне Шершель, Алжир) при императорах Деции или Диоклетиане. В проповеди его мученичество описано с такими подробностями, которые предполагают, что автор был очевидцем описываемых событий, а значит, африканцем. Эта проповедь Зенона тесно связана с Мученичеством св. Аркадия, стиль и содержание которого очень близки проповеди Зенона, в связи с чем одни исследователи предполагали, что текст Мученичества хотя и представляется более древним и восходит к аутентичным мученическим Актам, но был восполнен с помощью проповеди Зенона; другие — что проповедь Зенона лежала в основе Мученичества, третьи — что у них был общий источник, четвертые — что автором как Мученичества, так и проповеди был сам Зенон. Однако в последнее время многие из аргументов в пользу африканского происхождения Зенона были подвергнуты серьезной критике. В частности, ряд исследователей доказывали, что североафриканская классическая и христианская литература уже в IV в. была широко распространена и хорошо известна в Сев. Италии, равно как и североафриканская версия, а т. н. «североафриканский стиль» проповедей Зенона может быть просто «греческим азианизмом в латинском обличье». Остается недоказанным и то, что св. Аркадий пострадал именно в Кесарии Мавританской, поскольку в самом тексте проповеди Зенона эта информация отсутствует (она имеется лишь в заголовке проповеди, который Зенону не принадлежит, а в тексте Мученичества в качестве места действия указывается Ахайя. Наконец, опираясь на греческое происхождение имени Зенона, некоторые исследователи заключили, что и сам Зенон был грек по происхождению. Однако это маловероятно, т. к. греческие имена имели широкое распространение во всей Римской империи. В настоящее время североафриканское происхождение Зенона считается общепризнанной, хотя и недостаточно обоснованной гипотезой. Другая, менее вероятная гипотеза указывает на Сирию как место рождения Зенона. Она основывается на одном позднем свидетельстве — «Стихах о Вероне», где говорится, что Зенон «приехал в Италию из Сирии». Однако данные, содержащиеся в этом источнике, считаются ненадежными. Некоторые исследователи попытались объединить гипотезы происхождения Зенона, предположив, что его родиной была Северная Африка, из которой он сначала отправился в Сирию, а оттуда в Италию: в Медиолан (ныне Милан) или Аквилею, а затем в Верону. Наконец, согласно 3-й гипотезе, его родиной была Верона. Этой гипотезы придерживался ряд исследователей Нового времени; в новейшее время ее признавали наиболее вероятной итальянские ученые К. Труцци и Дж. Сгрева. Во всяком случае известная церковная и литературная деятельность Зенона была тесно связана с Вероной.
По позднему Житию, он сначала вступил в какой-то монастырь в пригороде Вероны, где проводил строгую подвижническую жизнь в затворе, в постоянных постах и молитвах прося у Бога, чтобы Тот удостоил его возможности проповедовать людям Слово Божие. Эта возможность появилась, когда Зенон был избран 8-м по счету епископом Вероны. Время его епископства устанавливается на основании ряда косвенных данных: упоминания свт. Афанасием I Великим, одного предшественника Зенона- Луциллия, 6-го епископа Вероны; цитат в проповедях Зенона из трактата свт. Илария Пиктавийского «Tractatus super Psalmos», написанного в 360 или между 364 и 367 гг.; послания свт. Амвросия Медиоланского к Сиагрию, 11-му епископу Вероны (ок. 380 или между 395 и 397), и др. Кроме того, согласно братьям Баллерини, если принять традиционную дату посвящения Зенона в епископы 8 декабря по литургическому календарю и учесть, что это должен был быть воскресный день, то на основании общепринятого календаря его посвящение могло произойти только в 356, 362 или 373 г. Исходя из количества значащихся в диптихах епископов, занимавших Веронскую кафедру до и после Зенона, первую дату следует признать слишком ранней, а третью — слишком поздней. Т. о., З. был посвящен в епископы 8 дек. 362 г. Наконец, А. Бигельмайр выдвинул предположение о том, что длительность епископского служения Зенона может быть установлена исходя из количества пасхальных речей, содержащихся в сборнике его проповедей, каковых, по разным подсчетам, 8 или 9. Т. о., предположительно епископство Зенона длилось 8 или 9 лет и закончилось 12 апреля (дата кончины Зенона по литургическому календарю) 370 или 371 г. Данные о времени пребывания Зенона на кафедре в период 362-370/1 гг. хорошо согласуются с большинством остальных данных о его епископстве и в настоящее время считаются общепризнанным, хотя и оспариваются некоторыми исследователями, стремящимися расширить этот период до 360-380 гг. или передвинуть его на более поздний срок — 364-378 гг.
Согласно «Стихам о Вероне», Зенон своей проповедью привел жителей Вероны к крещению и сотворил среди них множество чудес: исцелил от нечистого духа дочь имп. Галлиена (260-268), вернул из пучины утонувших волов вместе с возницей, избавил многих людей от вражеского вторжения, воскресил мертвого, унесенного рекой, ниспроверг множество идолов и прочее. Рассказы о чудесах Зенона почти в тех же выражениях повторяются в его позднем Житии, где подробно описываются деяния этого «святого архипастыря и чудотворца, изгонявшего бесов и ревностно проповедовавшего христианскую веру.
Здесь также, хотя и с большими подробностями , сообщается об исцелении от нечистого духа дочери имп. Галлиена; именно с этим автор Жития связывает успехи Зенона в обращении жителей Вероны в христианство, разрушении идолов и строительстве на их месте христ. церквей. Хотя большинство исследователей рассматривают этот рассказ как явную хронологическую ошибку, было предложено иносказательное его толкование: изгнание нечистого духа из дочери языческого императора символизирует избавление от диавола и идолослужения самой Вероны, образом этого города и является дочь имп. Галлиена, имя которого было начертано над одними из городских ворот. Т. о., в основе повествования о чуде мог лежать реальный факт обращения Вероны в христианство проповедью Зенона. Во многмх поздних источниках Зенон назван «исповедником» (confessor) и даже «мучеником» (martyr); однако это всего лишь предположения, Житие же содержит ясное указание на то, что Зенон принял мирную.
История о чуде в Вероне обрела со временем легендарный характер и, начиная приблизительно с VIII в., была широко распространена в землях «севернее Альп», в частности, в Баварии, где берущие свое начало в горах реки и ручьи часто выходили из берегов и топили большие пространства. Верующие пересказывали друг другу, что однажды в Вероне протекающая через город и широко разливавшаяся река Адидже достигла церкви Св. Зенона. Ее двери были открыты и вода, со всех сторон окружившая храм не проникла в него, где собралось много народа. Вода в глазах людей будто бы и не была водою, а напоминала какую-то жидкую и в то же время твердую массу. Однако люди в храме смело подходили к становившейся у дверей церкви воде и черпали эту пригодную для питья воду. Это примечательное событие свидетельствовало западным христианам о праведности и святости епископа Зенона, ставшего небесным покровителем Вероны.
В латинских «Стихах о Вероне» (Versus de Verona; ок. 781 — 810 г.) неизвестного автора рассказывается о разрушении св. Зеноном идолов и об обращении жителей города в христианство, сотворении им многих чудес и возведении в христианских церквей. Название базилики «Св. Зенона» упоминает Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» (Песнь XVIII: «Io fui abate in San Zeno a Verona // sotto lo'mperio del buon Barbarossa, // di cui dolente ancor Milan ragiona...»).
Потрудившись много на пользу Церкви Божией и достаточное время руководив своею паствою, святой Зинон отошел с миром ко Господу5.
Многие поздние источники, среди них и житие святого, пишут о мирной кончине епископа Зенона. В других текстах его называют «исповедником» и даже «мучеником», однако это всего лишь предположения. Согласно немецким источникам, св. Зенон окончил земную жизнь 11 или 12 апреля 370/371 ( также -372 ) года, а по другим данным, это случилось в конце III-го — начале IV века.
За свои великие подвиги, святой Зинон был удостоен от Бога дара чудотворений. Святой Григорий Великий6 повествует о следующем чуде, случившемся в день памяти святого в 558 г.
В этом году в Италии было необыкновенное наводнение. Главная река Италии, Тибр7, вышла из берегов, так что все окрестности Рима были залиты водою. Река Атесис, протекавшая близ города Вероны, также вышла из берегов своих; воды ее окружили храм, построенный в честь святого Зинона, и, поднимаясь все выше и выше, достигли, наконец, до самых окон церкви. Двери церковные были отворены, но вода не вошла в храм, а стала как бы стеною при дверях, так что многие из бывших в храме, подходили к дверям и утоляли жажду, черпая воду руками своими.
Почитание Зенона как святого и чудотворца началось в Вероне уже в V в., где в посвященной ему церкви покоились его мощи, у которых происходили многочисленные исцеления, а затем распространилось по всей Сев. Италии и приграничным областям. В 552 г. в Равенне была построена церковь во имя Зенона, а в кон. VI в. свт. Григорий Великий передает рассказ о том, как веронская церковь с мощами Зенона чудесным образом не пострадала от разлива р. Атес (ныне Адидже) во время сильного наводнения. Тот же рассказ воспроизводится и в Житии Зенона. В каролингскую эпоху почитание Зенона распространилось в Юж. Германии, но основным центром по-прежнему оставалась Верона, где в средние века была перестроена и расширена церковь Зенона.
Много и других чудес было совершенно по молитвам угодника Божия Зинона.
Примечания:
1 Верона — один из древнейших городов Италии, выстроенный в I-м веке до Р.Хр. В настоящее время Верона — первоклассная итальянская крепость.
2 Ариане учили, что Сын Божий не равен Богу Отцу и есть Его творение. Основателем этой ереси был александрийский пресвитер Арий. Учение его было осуждено на I-м вселенском соборе, происходившем в Никее в 325 г.
3 Император римский, Констанций царствовал с 353 г. по 361 г.
4 Валент управлял римскою империею с 364 г. по 378 г.
5 Кончина священномученика Зинона последовала ок. 380 г.
6 Святой Григорий Великий (Двоеслов) — знаменитый учитель западной Церкви, живший в VI в. Из его сочинений особенно замечательны: «Диалог о жизни италийских отцов» (за это сочинение, написанное в диалогической, т.е. разговорной форме, святой Григорий и получил прозвание «Двоеслов»); — «Правило пастырское», содержащее в себе рассуждения о том, каков должен быть пастырь и как он должен исполнять свои обязанности; Чин литургии преждеосвященных даров; беседы на Евангелие и книгу пророка Иезекииля и др. См. житие его под 12 марта.
7 Святой Зинон оставил после себя некоторые сочинения, — именно 16 пространных и 77 кратких наставлений или бесед, касавшихся разного рода религиозно-нравственных вопросов.
Pages: 1 2